СуперСадовод
  • Арабская баня

    Арабская баняГосударство, известное в истории под названием Арабский Халифат, было создано арабами в VII веке в Передней Азии, Малой Азии и на Аравийском полуострове, в странах Ближнего Востока.

    Завоевывая другие государства, арабы не только несли свою бытовую культуру, знания в математике, медицине и многое другое, но и, также как крестоносцы, брали лучшее из привычек покоренных народов, поощряли у них развитие различных ремесел, искусств, торговли.

    Арабы много нового внесли в банную культуру — особенно в X—XI веках, когда в области естественных наук и медицины перехватили у европейцев первенство и задавали тон в развитии наук и искусств.

    Абу Али Ибн Сина, живший в это время и известный в Европе и в Древней Руси под именем Авиценна, знаменитый врач, философ, естествоиспытатель, ученый, оказавший огромное влияние на развитие мировой медицинской науки, в своих ученых трудах немало говорил о пользе банных процедур. (Врачи Европы и Востока не одну сотню лет учились по книгам, написанным Ибн Синой и переведенным на многие европейские языки, и многие сделанные им открытия, теоретические выкладки и практические советы по оздоровлению и лечению болезней имеют значение и в наши дни.)

    В частности, в своей наиболее известной работе «Канон врачебной науки» он говорит о бане довольно много и с присущей ему обстоятельностью.

    Обратим внимание на те рекомендации, что великий Ибн Сина давал своим современникам, и по этим рекомендациям увидим, сколь серьезное отношение к бане и банным процедурам бытовало уже в те времена, а кое-что, может быть, возьмем себе на вооружение: «Баня необходима прежде всего людям, которые нуждаются в умеренном тепле и увлажнении тела.

    Для этого нет необходимости находиться в бане слишком долго, а лишь принять ванну до покраснения кожи.

    Как только покраснение начнет исчезать, баню нужно оставить. Занимающемуся физическими упражнениями не следует торопиться в баню до того времени, пока он полностью не отдохнет.

    Все моющиеся в бане должны входить в нее постепенно и не стоять в жарком помещении до дурноты.

    Тем, кто хочет пополнеть, нужно ходить в баню после еды, если только такой человек не расположен к образованию закупорок.

    Для предохранения от этого надо использовать мяту. Тот же, кто ж е лает похудеть и избавиться от шлаков, должен ходить в баню голодным и оставаться там достаточно долго.

    Если же человек преследует цель просто сохранить здоровье, он должен ходить в баню после еды, но переварив то, что находится у него в желудке. Человеку с горячей натурой, с преобладанием желчи следует перед баней съесть что-нибудь легкое (к примеру, хлеб, размоченный во фруктовой воде).

    Такому человеку также нежелательно заходить в парную. В бане опасно пить как слишком горячие, так и слишком холодные напитки.

    Выходя из бани, нельзя обнажать голову и тело. Таким образом, польза бани заключается в успокоении, раскрытии пор, придании телу блеска, в рассасывании излишков. Баня разжижает вредные густые соки, притягивает питательные вещества к наружной поверхности тела и избавляет от усталости.

    Баня может обрести дополнительные достоинства в зависимости от воды, которая в ней используется. Если вода содержит соду или серу, или это морская вода, или золистая, также если используется вода с лавром, то баня будет растворять, размягчать.

    Такая баня устраняет рыхлость и ожирение». Думается, всякий современный врач может согласиться с приведенными рекомендациями Авиценны, жившего тысячу лет назад.

    Как принципы заботы о здоровье реализовывались и реализовываются сегодня в восточной традиционной бане? Куда на Востоке стремились все — и шейхи, и простолюдины? Конечно, это мечеть и хаммам.

    «Хаммам» означает купальня, ванна, баня. Наличие горячих источников стало толчком к использованию их для религиозного омовения, в дальнейшем перерожденное в хаммам.

    Эффективность воздействия воды на организм человека повышалась лечебными свойствами термальных источников и знаниями арабами основ медицины.

    Поэтому издавна существовали центры мусульманского водолечения, например в Сирии. Там источник Эфка вблизи города Тадмор, с достаточно высокой температурой +33 °С, с небольшой радиоактивностью, обладал лечебными свойствами для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    Другой серный источник хаммам Шейх Иса имел температуру еще выше +39 °С. С серным источником хаммам Абу Рабах были знакомы даже древние римляне, именно они построили здесь серные термы.

    При раскопках древних арабских городов археологи находят в каждом жилом квартале бани — хаммам.

    В старом Каире с XIV по XV век их было всего лишь 1170, а в Багдаде в X веке бань было около 3000. Хаммам были у халифа, у богатых горожан, общественные. Они состояли из помещений для отдыха, омовения, термальных ванн.

    Необходимо отметить, что в мусульманских банях для мытья посетителей используется кюттюк-торба.

    Это специальный двухслойный холщовый мешок, который наполняется пеной, выходящей из него в виде «бизе».

    Грубый материал кюттюк-торбы усиливает механическое воздействие на распаренное и намыленное тело, возбуждает кожный покров и подкожные мышцы, усиливает циркуляцию крови, снимает ороговевший слой кожи.

    Неспешное пребывание в хаммаме, чередование омовения, массажа, прогревания в различных термальных источниках, неторопливые разговоры, сопровождающиеся питьем кофе или чая, развлечения игрой в шахматы или нарды давали очищение от «недугов и злогодуха», настраивали на познание своего места в мире.

    Стены хаммам украшали изречения из Корана, что давало определенный настрой и душе, и телу. До сих пор сохранился обычай в хаммаме отмечать праздники, проводить время до свадьбы и после.

    В арабских странах женщины и мужчины посещают хаммам раздельно. Женщины идут в хаммам со своими служанками, детьми, родственниками.

    Служанки приносят личные, украшенные узорами тазы, ларцы с украшениями, косметикой, туалетными принадлежностями, едой, нарядной одеждой.

    В хаммаме затворницы развлекались — настоящий женский клуб или салон красоты.

    Отправляясь в бани, наряжались в самые лучшие одежды, встречали там своих подруг, толковали, рассказывали новости.

    Интересный факт. В арабских странах женщина могла покинуть дом только с разрешения отца или м ужа и только в сопровождении слуг или родственников.

    А вот отказ мужа отпустить супругу в хаммам мог стать причиной расторжения брака по инициативе жены.



  • Нравится
    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика