СуперСадовод
  • Турецкая баня

    Турецкая баняЕще один из вариантов мусульманских бань — турецкие хаммам. По плану они похожи на цветок с пятью лепестками, где каждый является парной комнатой с подогретым полом, но с разной температурой.

    Чаще всего это были большие строения, которые являлись общественными банями. Есть сведения, что в Константинополе 1772 года насчитывалось более 300 бань. Большинство из них — каменные здания с многокупольными крышами, в которых имеются отверстия для света.

    Помещение, где происходит раздевание, называется тепидарий, имеет температуру 28—34 °С.

    На полу лежат тюфяки с одеялами. Богатых гостей раздевают, укутывают с головой тремяполотнищами наподобие полотенец и оставляют разогреваться.

    По канонам ислама, мусульманину нельзя обнажаться полностью, особенно открывать интимные места.

    Это могли принять как оскорбление для окружающих или греховное действие, поэтому существовал специальный служитель, который следил за соблюдением этих правил, — те- лак.

    Он также обслуживал гостя. Профессия телака считалась уважаемой, он освобождался от всяких налогов.

    В его обязанности входило делать массаж, раздевать гостя, обслуживать его во все время пребывания в хаммаме.

    Также он давал практические и медицинские советы, следил за соблюдением правил, имел право изгонять каждого, кто нарушит их.

    Телак одним полотнищем укрывал, гостю талию, другим плечи, третьим — голову. Затем гость шел в другое помещение, но, чтобы не обжечь ноги о горячий мрамор пола, вставал на ходули, специальную обувь.

    Она предназначалась для хождения по горячему полу не только в мусульманских банях, но и в японских, и китайских.

    Ходули и деревянные сандалии на высокой подошве — платформе держались на ногах при помощи веревочных петель.

    Следует отметить, что посетители покидать помещение тепидарий не спешили, обвыкали, беседовали, играли в шахматы, в нарды или карты.

    Следующее помещение, калдарий, довольно просторное, в нем находится каменная лежанка — «супа», которая всегда хорошо прогрета.

    Прогревшись, посетитель шел плавать в третье помещение —бассейн с теплой водой. Затем проходил в четвертое, парное помещение —харара, где__ температура от 70 до 100 °С. Здесь разрешалось снять два верхних полотенца.

    Посидев в парной, клиент возвращался в калдарий, где «супа», снова лежал, грелся. Говорили: «здесь он очищает тело и душу от злых духов и словно рождается на свет заново». Затем за гостя снова брался банщик — телак, он делает массаж.

    Начинал с головы, шеи, затем плечи, корпус тела, руки, ноги — все растирал жесткой шерстяной рукавичкой.

    Традиционно эта рукавица делалась из конского волоса, кокосовых волокон, финиковых тычинок.

    Телак хлопал ладонью по всему телу, дергал пальцы, мял суставы, затем вскакивал на спину, прыгал на коленях.

    Со стороны можно было подумать, что банщик истязает посетителя. На самом деле, такой турецкий банный массаж освобождает тело от усталости, возвращает ему гибкость.

    Затем кожа намыливалась жесткой мочалкой с мылом.

    Распаренное, помассированное тело было готово к купанию в нескольких бассейнах с разной температурой.

    Если имелись бассейны с лечебными термальными водами — каплиджи, то обязательно их принимали.

    Потом, в специальной комнате, за посетителя брался цирюльник, брил, стриг волосы, срезал ногти, мозоли, огрубевшую кожу.

    После всех процедур в сопровождении телака «измученный» посетитель на ходулях шел к тюфяку для отдыха и сна. Потом отправлялся в «бар» — комнату отдыха «кейфу», выпить кофе или чая.

    Телаки также подавали шербет, лимонад, предлагали кальян. Традиционно, отдыхая, посетители бани играли в шахматы, нарды, вели приятную беседу.

    Имеются записи английской путешественницы о женских турецких банях второй половины XIX века.

    Оказывается, даже самый строгий турок без сомнения отпускал свой гарем в баню, которая поражала большим количеством посетительниц.

    Мусульманские женщины в баню брали множество предметов и вещей. От большого количества одежды, как для себя, так и детей, до большого количества еды (долма, жареная баранина, овечий сыр, вареные яйца, фрукты, сладости) . Женщина при посещении бани брала с собой до 20 свертков.

    В «банный набор» входили флаконы с розовым маслом, хной, ступки для растирания краски для бровей, коробочки с сурьмой для ресниц, специальный сундучок- мыльница для мыла, кех-сех — грубая варежка для массажа, мягкая мочалка из волокон финиковой пальмы.

    В необходимом ассортименте были: частый и мелкий гребень из слоновой кости, пештемахл — большое хлопчатобумажное или шелковое полотенце с длинными кистями или бахромой на обоих концах.

    Им турчанки укрывались от подмышек до середины бедер, когда шли в парную — калдарий. Кроме большого покрывала, брали два полотенца, укутывать голову и плечи, также необходима мальма.

    Так называется пара деревянных башмаков- шлепанцев, украшенных перламутром, чеканкой, колокольчиками, обтянутых войлоком или оплетенных соломкой.

    Брался и серебряный или медный таз, украшенный золотой насечкой или резьбой, из него обливались прохладной водой. Брался в хаммам банный коврик (шерстяной, шелковый, бархатный), богато украшенный орнаментом. Его стелили на полу под льняное покрывало.

    Существовали специальные банные шкатулки для драгоценностей, богато украшенные вставками, чеканкой.

    Изготавливали их из дерева, серебра или меди. Отправляясь в бани, женщины наряжались в самые лучшие одежды, ветре- чались там с подругами, делились новостями.

    Одновременно в бане могло собираться до 200 женщин: с распущенными волосами, украшенные золотыми, серебряными и жемчужными украшениями, одни занимались рукоделием, другие пили кофе, ели сладости, третьи возлежали на подушках.

    Банщицы натирали, скребли, мыли, мяли своих посетительниц, а местные «маникюрши» красили ногти красной и желтой краской.

    Следует отметить, что банщица женского отделения — натира, как и ее коллеги по мужскому отделению, владела навыками массажистки и мойщицы. Натира сопровождала и поддерживала свою клиентку, когда она возвращалась, стоя на ходулях, в кейфу для длительного сна и отдыха.



  • Нравится
    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика