СуперСадовод
  • Что такое бонсай

    Что такое бонсайБонсай — это миниатюрное дерево, выращиваемое на подносе. Японское слово «бонсай» произошло от слияния двух слов «бон-сай» (bon-sai) и означает «дерево на подносе» или «дерево в горшке». Оно считается несклоняемым, сохраняя тем самым дух и смысл самого понятия, сформировавшегося на Востоке и приобревшего огромную популярность во всем мире.

    Живая скульптура

    Сформировать бонсай — значит создать произведение искусства. Но в отличие от других художественных форм эту никогда нельзя считать завершенной: она живая и формируется на протяжении всей жизни растения, отражая в его облике все воздействия, как хорошие, так и плохие, которым подверг ее мастер. Таким образом, бонсай может стать подлинным совершенством, преобразующим человека в творца.

    В китайской поэзии дерево является связующим звеном между небом и землей. Какой бы ни была его величина, оно является одухотворенным элементом природы. В Китае и Японии даже в садах деревья формируются в виде бонсай. Полученное таким образом равновесие отражает существующую в природе гармонию и становится символом, который несет в себе глубокий философский смысл.

    Зарождение в Китае

    Первое упоминание об искусстве бонсай восходит к эпохе Цинь (III век до Р.Х.). Ко временам династии Тан (которая правила в Китае с 618 по 907 год) относится изображение женщины, несущей двумя руками бонсай, на могиле Занг Хуай, второго сына императора Тан, By Зетиан. В летописях, относящихся ко времени правления династии Сун (960-1276), упоминается человек, который «умел создавать впечатление необъятности на маленьком пространстве одного подноса». На многочисленных сохранившихся до наших дней китайских гравюрах того времени изображены карликовые деревья, «миниатюризированные» самой природой и пересаженные в декоративные горшки, предназначенные для украшения жилища.

    В XII веке, во времена правления Южной Сунской династии, мало-помалу, посредством видоизменений и работы с растениями, появляются бонсай в том виде, какими мы их знаем сегодня. Тогда это было привилегированное искусство знати, служащее для развлечения. В ту же эпоху, между X и XII веками, буддийские монахи развозили по странам Дальнего Востока «пэньцзай» <р’еп — tsai> — деревья, взятые из природы и посаженные в том виде, как они есть, в декоративные горшки.

    Позже, в эпоху Мин (1368-1644), большое значение стали придавать богато декорированным горшкам, в которые сажали необработанные, взятые из природы растения. В китайских пейзажных композициях использовалось все, что могла предложить архитектура: так, песок воскрешал в представлении воду, из которой произошла вся жизнь; камни изображали горы, являющиеся остовом земли. Именно они воплощали собой ее созидательную силу. Но мысль, как и сама жизнь, — это всегда движение. Как раз то, что и призваны показать деревья.

    Во всех восточных растительных композициях есть элемент, символизирующий мудрость. В Китае, как впоследствии и в Японии, эту роль взял на себя «долгожитель» бамбук.

    Во время династии Цинь (правившей после династии Мин) пэньцзай перестал быть увлечением одной лишь знати и стал доступным для всех. В ту же эпоху в Китае выращивали также «пэнь-цинг» <p’en-tsing>, настоящие миниатюрные пейзажи.

    Проникновение в Японию

    Во времена правления династии Юань (1276-1368) один китайский чиновник, спасаясь от монгольского владычества, эмигрировал в Японию, прихватив с собой пэньцзай и тексты трактатов по искусству их выращивания.

    Однако уже в XII веке в Японии встречаются первые упоминания о бонсай. Знаменитый свиток буддийского монаха Хонена с изображением бонсай датируется приблизительно XII веком. Позже Сеами (1363-1444) разыграл в театре историю Хойо Токийори, регента Камакуры, для которого бедняк по имени Тцунейо сжег, чтобы его согреть, три бонсай, являвшихся его единственной ценностью.

    В эпоху Эдо (1615-1867) большой популярностью стали пользоваться живописные деревья, сформированные человеком и выращиваемые на подносах. «Бонкэй» представляли собой пейзажи на подносах, а «бонсай» — деревья, культивируемые в горшках.

    В первых («бонкэй») присутствуют основные элементы живой природы (вода, горы, песок, растения). Во вторых («бонсай») — на первый план выходит само растение, представляющее собой творение рук человеческих.

    В Японии по достоинству оценили бонсай прежде всего зажиточные люди. Миниатюрные деревья, которые им удавалось заполучить, служили украшением поместий.

    С тех пор искусство бонсай завоевывает различные социальные слои. Последним к нему приобщился простой люд, и произошло это более ста лет назад. В настоящее время искусство бонсай распространено в Японии повсеместно.

    Появление в Европе

    В Европе бонсай впервые появились в XIX веке благодаря путешественникам, открывшим Восток для европейцев и введшим в моду восточное искусство. Занимательные издания тех лет трактовали искусство бонсай с большой наивностью и поэзией. Их названия гласили: «Японские художественные изделия», «Заметки о японском садоводческом искусстве», «Японский сад»… В 1889 году Ж. Валло в Бюллетене Ботанического общества Франции опубликовал трактат о «физиологических причинах, которые вызывают малорослость деревьев в культуре растений в Японии».

    А затем это искусство кануло в небытие. После Первой мировой войны европейцы вновь открывают его для себя. В печати появились серьезные исследования о приемах, используемых японцами для получения миниатюрных деревьев. Во Франции, так же, как и в Англии, возник огромный интерес к этому новому для Запада искусству.

    Поль Клодель в свою бытность послом Франции в Японии был настолько поражен при виде рощи кленов, выполненной в стиле бонсай, что не мог вымолвить ни слова. Он долго рассматривал эти деревца и позднее признался, что никак не мог отделаться от ощущения того, что слышит щебетание птиц в их ветвях.

    В период между двумя мировыми войнами парижский флорист Андре Боманн привез в Париж несколько бонсай, отвечая запросам людей, увлеченных культурой Дальнего Востока.

    В настоящее время бонсай знают во всех странах Европы. Во многих из них созданы общества или клубы, где любители этого искусства встречаются, чтобы поговорить о своем увлечении, обменяться деревцами или дать друг другу советы по их содержанию. В Соединенных Штатах Америки также есть поклонники выращивания бонсай.



  • Нравится
    КомментарииОставьте свой
    1. Я всегда думала что эти деревья декоративные и не настоящие. Всегда там на подарки декоративный дарила с камнями. А сейчас поняла что можно выращивать настоящие миниатюрные деревца дома. Очень живописно.

    2. Подскажите пожалуйста, какие виды растений подходят для северной стороны? Очень хочу заняться бонсай, но боюсь, что без солнца не выживут…

      • Михаил, в Вашем случае вполне подойдут: Бук, тис, рододендроны. Или любые другие растения с правильным искусственным освещением

    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика