СуперСадовод
  • Криббедж

    Игры в картыСтаринная английская игра, известная и в наше время, почитаемая в Великобритании и других англо-язычных странах. Существует множество разновидностей этой игры, отличающихся как по числу участников, так и по отдельным тонкостям правил.

    Некоторые считают, что правила криббеджа оформил и дал игре имя английский поэт сэр Джон Саклин (1609—1642 гг.) на основе еще более древней игры «нодци», о которой известно немногое.

    Криббедж появился в США вместе с первыми поселенцами и пользуется там до сих пор большой популярностью. Из сохранившейся корреспонденции следует, что страстным любителем этой игры был Бенджамин Франклин. В наше время в странах английского языка проводятся турниры по криббеджу.

    Реквизит. Полная колода карт. Стоимость в очках: туз — одно очко, фигуры и десятки — десять, остальные — по своему номиналу.

    Старшинство — от короля до туза; козырная масть отсутствует. Специфической принадлежностью этой игры является расчетная доска.

    Как правило, она представляет собой плоскую дощечку с отверстиями — на каждой стороне два ряда по тридцать и еще одно (шестьдесят первое) — исходное.

    Партнеры в ходе игры отмечают выигранные пункты, перемещая свой стержень из одного отверстия в другое.

    Эта дощечка облегчает игру, хотя использование ее необязательно. Выигранные пункты можно записывать на бумаге, откладывать спички, монеты и т. п.

    Правила игры

    Первый сдающий определяется жребием. Каждый игрок получает по пять карт.

    Цель игры — набрать заранее обусловленное количество пунктов в очередных партиях и в их последовательных этапах — розыгрыше и расчете (называемом также показом).

    В традиционном криббедже партию выигрывает тот, кто первым получит 61 пункт.

    Каждый игрок сбрасывает две произвольно выбранные закрытые карты на стол, оставляя для игры три. Четыре сброшенные на стол карты образуют так называемый криб, важный во втором этапе игры — расчете, или показе.

    Затем противник сдающего снимает часть нерозданных карт, кладет их под низ колоды и открывает верхнюю — это так называемая стартовая карта, которая примет участие во втором этапе игры.

    Розыгрыш начинает противник сдающего. Партнеры по очереди выкладывают на стол перед собой по одной карте, стараясь получить пункты за комбинации, образующиеся из своих карт и карт противника.

    Розыгрыш продолжается, пока сумма очков выложенных на столе карт не достигнет тридцати одного. После этого, независимо от того, сколько карт выложено или осталось на руках, розыгрыш заканчивается.

    В розыгрыше пункты начисляются: за пару, если выложена карта того же достоинства, что и ранее, — два пункта (дама на даму, тройка на тройку и т. д.)

    за королевскую пару, если выложена третья карта того же достоинства, что и предыдущие две (к двум дамам — третья, к двум семеркам — третья и т. д.) — шесть пунктов;

    за двойную королевскую пару, если выложена четвертая карта того же достоинства, что и три предыдущие (четвертая к трем тройкам, четвертая семерка к трем семеркам и т. д.). Выложить четвертую даму к трем дамам нельзя, так как сумма очков превысит разрешенные (31);

    за секвенс, если выложить карту, которая совместно с лежащими на столе образует непрерывную серию как минимум из трех карт — то есть также из четырех, пяти и шести карт. Количество пунктов равно числу карт в секвенсе.

    ВНИМАНИЕ! Секвенсом считается некоторое количество карт, выложенных поочередно; но это совсем не значит (в отличие от пунктов, полученных за пары, королевские пары и двойные королевские пары), что они должны выкладываться друг за другом в определенном порядке; например, секвенсом за три карты (три пункта для игрока, который выложил третью карту) считаются выложенные подряд четверка, пятерка, шестерка или пятерка, четверка, шестерка или шестерка, четверка, — пятерка, шестерка, пятерка, четверка и т. д.

    Если следующий игрок добавит к секвенсу из трех карт подходящую четвертую — получает четыре пункта за секвенс из четырех карт; в приведенном выше примере это четверка, пятерка, шестерка, тройка; пятерка, четверка, шестерка, тройка; шестерка, четверка, пятерка, тройка; шестерка, пятерка, четверка, тройка и т. д., а также все приведенные выше с семеркой вместо тройки.

    Четырехкарточные и более весомые секвенсы необязательно возникают из секвенсов по три; они могут появляться и сами.

    Так, например, три карты тройка, двойка, пятерка секвенсом не являются, но если к ним выложить четверку, появляется секвенс из четырех карт.

    Подобным же образом могут возникать секвенсы из пяти (тройка, двойка, пятерка, туз, четверка) и шести (двойка, туз, шестерка, пятерка, тройка, четверка) карт.

    Туз в секвенсах — самая младшая карта. Сочетание (туз, король, дама) секвенсом не является.

    За «15», то есть за последнюю карту, которая в сумме с выложенными ранее дает 15 очков — получают два пункта.

    Вот примеры карт, дающих игроку, выложившему на стол последнюю из них, два пункта за «15»: король, пятерка; валет, пятерка; пятерка, десятка; девятка, шестерка; шестерка, восьмерка, туз; тройка, восьмерка, четверка (в этом случае записываются пункты и за «15», и за секвенс); тройка, шестерка, шестерка (в этом случае записывают пункты как за пару, так и за «15»); четверка, восьмерка, двойка, туз; шестерка, четверка, туз, четверка и т. д.

    За тридцать одно — за последнюю карту, которая в сумме с ранее выложенными дает 31 очко — два пункта.

    Сочетания карт, приносящих игроку, выложившему последнюю карту, два пункта за 31 очко, весьма многочисленны (так же, как и сочетания за «15»).

    За последнюю карту начисляется один пункт.

    Когда игрок при своем ходе не может выложить на стол карту, ибо при этом он превысит предел в 31 очко (например, сумма очков лежащих на столе карт — 24, а на руках — девятка), игрок пропускает ход, говоря: «Дальше!».

    Его партнер может при этом выложить туза, двойку, тройку, четверку, пятерку или шестерку и получить один пункт за последнюю карту; если же эта последняя карта дает в сумме с лежащими на столе 31 очко (в нашем примере семерка), игрок получает два пункта за тридцать одно, но уже ничего не получает за последнюю карту.

    Таким образом, можно несколько раз заработать по пункту за последнюю карту, если на руках на выбор несколько младших карт.

    Розыгрыш заканчивается в момент достижения 31 очка или в случае, когда оба игрока скажут: «Дальше!», то есть не смогут выложить больше ни одной карты.

    Ко второму этапу игры, расчету-показу, первым приступает противник сдающего. В этом расчете-показе участвуют карты, выложенные им же на стол, оставшиеся в руках и стартовая карта (всего четыре карты).

    Игрок получает пункты за следующие комбинации, которые можно выложить из этих четырех карт:

    за «15», как И при розыгрыше, два пункта за каждое сочетание из двух или более карт, дающих в сумме 15 очков;

    за пары, королевские пары и двойные королевские пары и секвенсы — как в розыгрыше, за каждое из возможных сочетаний.

    Пункты начисляются также (этого в розыгрыше нет) за масть: за три карты одной масти — три пункта, за четыре — четыре пункта, но только за масти карт на руках; за масть в крибе — только если за пять карт (четыре в крибе и стартовая) одной масти — пять пунктов.

    Каждая карта участвует во всех комбинациях.

    Вот примерный расчет-показ четырех карт: четверка и пятерка червей, шестерка пик, дама червей: четыре пункта за два раза по «15» (четверга, пятерка, шестерка; дама и пятерка); пар — нет, три пункта за секвенс из трех карт (четверка, пятерка, шестерка), три пункта за масть (черви) — всего десять пунктов.

    После расчета-показа противника сдающего начинается расчет-показ сдающего. Он состоит из двух частей: показа руки и показа криба.

    Расчет-показ руки (карт, выложенных на стол, оставшихся на руках и стартовой) — как и у противника.

    Расчет-показ криба (карт, до тех пор закрытых, и стартовой, всего пяти карт) может значительно увеличить число выигрышных комбинаций. Сдающий записывает себе пункты за оба эти расчета-показа.

    Существуют дополнительные премиальные пункты, которые записываются по ходу розыгрыша-показа, а именно:

    перед сдачей карт противник сдающего записывает себе три пункта (для компенсации преимущества сдающего во время расчета пунктов за криб);

    если стартовая карта оказалась валетом, сдающий получает два пункта премии;

    если на руках или в крибе найдется валет, совпадающий по масти со стартовой картой, владелец этих карт (и криба) получает один пункт в показе.

    Игра заканчивается, когда любой игрок набирает 61 пункт. Соответственно запись пунктов ведется постоянно по ходу игры.



  • Нравится
    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика