СуперСадовод
  • Скат

    Игры в картыИгра особенно любима в Германии, но широко известна во всем мире.

    Скат возник в начале XIX века в результате удачного объединения правил некоторых более старых игр (таропи, трапполи, ломбера, копы, соло), дополненных новыми.

    Первые правила игры установил нотариус и адвокат из Альтенбурга Фридрих-Фердинанд Хемпель. Карл Неефе в 1817 году ввел типичный для ската и неизвестный в других играх счет матадоров (вершин).

    Единые правила игры были утверждены на первом Конгрессе ската в Альтенбурге, который с тех пор получил титул «города ската».

    Приведенные ниже правила основаны на Кодексе ската, утвержденном и дополненном на очередных конгрессах в Альтенбурге в 1927, 1932, 1937 гг. и на решениях так называемого Скатового суда, который разрешает спорные вопросы из практики этой игры (образован в 1963 году, естественно, в том же Альтенбурге).

    Реквизит. Так называемая скатовая (преферансная) колода (32 карты). По старшинству: туз, десятка, король, дама, валет, девятка, восьмерка, семерка.

    Валеты имеют особый смысл; они всегда (кроме нулевых розыгрышей) являются козырями. Старшинство мастей: трефы, пики, черви, бубны. Стоимость мастей: трефы — 12, пики — 11, черви — 10, бубны — 9 очков.

    В этой игре отдельные карты и масти по традиции имеют специфические названия:

    трефы — желудь, крест, угол;

    пики — листья, вино, зелень;

    черви — сердце, червонные;

    бубны — звонки.

    Дама в скате именуется обер, валет — унтер, парень. Стоимость карт в очках: туз — 11, десятка — 10, король — 4, дама — 3, валет — 2.

    Правила игры

    Каждая сдача состоит из двух этапов — торга (объявления) и розыгрыша.

    Цель игры — набрать в результате выигрыша последовательных сдач наибольшее количество очков.

    Сдача выиграна игроком, если во всех картах его взяток содержится в сумме 61 очко (исключение — нулевые розыгрыши).

    Каждый играющий получает по десять карт, а на столе остаются две закрытые, называемые прикупом, талоном, ренонсом или скатом. Карты сдают так: каждому игроку по три, две в прикуп, каждому по четыре и снова каждому по три.

    Игрок слева от сдающего называется передним (передок), следующий — средним (середняк), сам сдающий — задним.

    Торговлю всегда начинает середняк, обращаясь к переднему; если один из них спасует, в спор вступает задний. Если передний и средний сразу пасуют, задний может объявить игру на самом низком уровне, если же пасуют все трое, карты тасуются и пересдаются.

    Выигрывает торги (становится солистом, играя против двоих других) тот, кто предложит наивысшее число очков.

    Наименьшее возможное количество очков в одной сдаче — 18, наивысшее — 360.

    В скате существует два класса и три вида розыгрышей.

    Первый класс — это розыгрыш «в открытую», со взятием прикупа. Игрок, решившийся на это, имеет право взять прикуп, включить его в состав своих десяти карт, а затем отложить две закрытые карты на стол. В игре они не участвуют, но очки (стоимость) их записываются солисту.

    Второй класс — это розыгрыш «по-темному», не открывая прикупа. Игрок, который решился на это, не берет и не открывает прикупа. При такой игре играющий получает один дополнительный фактор для подсчета стоимости игры.

    Независимо от того, кто выиграл торги и какую заказал игру, первым всегда ходит передний.

    Положено отвечать в масть, а если она отсутствует, можно сбросить любую карту.

    В каждом классе розыгрышей существует три их вида: с козырем, нулевые и валетные (гранд).

    При розыгрыше с козырем существует одиннадцать козырей (четыре валета и семь карт козырной масти). В валетных — только четыре козыря (валеты), все масти равнозначны. В нулевках вообще нет козырей — ни в мастях, ни валетов, и кроме того, изменяется старшинство карт, а именно: туз, король, дама, валет, десятка, девятка, восьмерка, семерка, туз.

    При подсчете очков в игре с козырной мастью учитывается основная стоимость козырной масти, имеющихся (или не имеющихся) валетов и карт козырной масти в непрерывной иерархической цепочке (так называемых вершин или матадоров).

    Если игрок имеет на руках трефового валета, он всегда играет «с», (одной или более вершиной), если нет — то «без» (одной вершины или большего их числа).

    Например: у игрока на руках валеты: трефовый, червовый, бубновый, а также туз, десятка, король и восьмерка червей — играет черву «с одним» (ряд козырей прерван отсутствием валета пик; на руках только одна «вершинная» карта).

    Если у игрока на руках все четыре валета, туз червей, король и дама червей — играют черви «с пятью» (имеют пять «вершинных» карт; ряд козырей прерван только отсутствием десятки червей).

    Если игрок имеет пикового валета, червового и бубнового валетов, червового туза, десятку и короля — играет черви «без одного» (нет первой «вершинной» карты, высшего козыря — валета треф, или «желудевого унтера», называемого также «стариком»).

    Если же у игрока десятка, король, дама и восьмерка червей — играет черви «без пяти» (нет пяти «вершинных» карт — четырех валетов и червового туза).

    Естественно, так же и с другими мастями; валеты же — всегда козыри.

    За выигрыш в «открытой» игре (свыше 61 очка в розыгрыше) игрок получает количество пунктов, равное произведению суммы факторов за игру и имеющиеся (или не имеющиеся) «вершины» на стоимость козырной масти розьпрыша. За выигрыш игрок получает один фактор.

    Например:

    Черви без двух = [2 (без двух) + 1 (за выигрыш)]х10 (стоимость червы) = 3×10 = 30 расчетных очков. Черви с двумя = [2 (с двумя) + 1 (за выигрыш)] х10 (стоимость червы) = 3×10 = 30.

    Пики с пятью = (5 + 1)х 11 = 66.

    Трефы без трех = (3 + 1)х12 = 48.

    Трефы с восемью (8 + 1)х12 = 108.

    Кроме того, различают две ступени выигрыша. Если солист получит в розыгрыше (во взятках) свыше 89 очков (у двух его противников вместе не более 31 очка) — это выигрыш с «портным» (противники солиста — это «портные», или «недокормленные»). За такой выигрыш солист получает на один фактор больше.

    Например:

    Черви без двух, выигранные «с портным» = [2 (без двух) + 1 (за выигрыш) + 1 («за портного»)] х 10 (стоимость червей) 4×10 = 40.

    Пики с пятью и «портным» = (5 + 1 + 1)х 11 = 77. Трефы с восемью и «портным» = (8 + 1 + 1)х12 = 120.

    Если солист возьмет все взятки, не оставив противникам ни одной (они «вышли черными»), — это выигрыш «с трубочистом», за что солисту прибавляется еще один фактор.

    Например: пики с пятью, выигранные «с портным» и «по-черному» = (5+1+1 +1)х11 = 88.

    При игре с козырной мастью «по-темному» за выигрыш солисту начисляется еще один фактор.

    Основная расчетная стоимость для взлетных игр (гранд) составляет 24 расчетных очка. Поскольку в этом типе розыгрыша имеется всего четыре козыря, игра может идти с одним, двумя, тремя и четырьмя (или без них).

    Например:

    Выигрыш валетной игры «с двумя»

    = [2 (с двумя) + 1 (за выигрыш)]х24 = 72.

    То же с тремя и с «портным»

    = (3 + 1 + 1)х24 = 120.

    То же с четырьмя, «портным» и «трубочистом»

    = (4 + 1 + 1 + 1)х24 = 168.

    Особым типом розыгрыша, самым высоким в скате, является гранд «по-темному» с выкладкой. Перед началом солист обязуется взять все взятки, независимо от типа игры, и перед первым ходом выкладывает карты на стол.

    Расчетная стоимость этой игры («открытый гранд») — 36 расчетных очков.

    Наивысшее количество очков в скате получает солист, выигравший эту игру с четырьмя, с «портным» и «трубочистом»:

    [4 (с четырьмя) + 1 (за игру) + 1 (за игру «по-темному») + 1 (за «портного») + 1 (за объявленного «портного») + 1 (за «трубочиста») + 1 (за объявленного «трубочиста»)] х36 = 360 расчетных очков.

    Нулевки (нуль) рассчитываются, исходя из постоянной стоимости всех возможных розыгрышей этого типа.

    Итак:

    за нулевку «в открытую» (со взятием прикупа) — солист, не взявший ни одной взятки, получает 23 расчетных очка; за нулевку «по-темному» — 35 расчетных очков; за нулевку «по-темному» с открытием карт — 59 расчетных очков.

    Игры с «портным» и «трубочистом» считаются во всех видах игр, кроме нулевок, но объявить их можно только при игре без прикупа.

    В скате при подсчете стоимости игры победителю начисляют по одному «фактору»: за выигрыш; за «портного»;

    за объявленного «портного» (только в игре без прикупа); за «трубочиста»;

    за объявленного «трубочиста» (только в игре без прикупа); за игру без прикупа;

    за игру без прикупа с открытием своих карт.

    Выигравший торговлю игрок, обязавшийся взять определенное количество расчетных очков, должен избрать тип игры, приносящий столько же (или больше) расчетных очков.

    Солист, который не сыграл (не взял 61 очка в набранных взятках), получает отрицательные пункты в количестве объявленной игры, если играл без прикупа, и в двойном размере, если играл с прикупом.

    Игрок, не сыгравший розыгрыш с «портным» или «трубочистом» (не взял даже 31 очка или не взял ни одной взятки), получает отрицательные очки с соответственно увеличенными факторами стоимости игры.

    В нулевках солист проигрывает, если его противники возьмут хоть одну взятку, даже если она не приносит очков (состоит только из семерок, восьмерок и девяток).

    В играх с козырной мастью или с валетами, если у противников солиста хотя бы одна взятка (даже если в ней совсем нет расчетных очков), не проигрывают с «трубочистом», а только с «портным».

    Скат — игра для троих. Можно играть и вчетвером; тогда при каждом розыгрыше сдающий не принимает участия в игре.



  • Нравится
    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика