Сборные рамы изготавливаются основном из ценнейших и благородных пород дерева. Небольшие сечения ствола и ветвей дорогостоящей древесины не позволяют использовать ее в качестве цельной заготовки.
Выполняемые изделия имеют ограниченные размеры. Рама изготовлена из отдельных резных деталей ценных, пород дерева, которые монтируются на овальном оснований из 6-миллиметровой фанеры. Оба варианта рам сходны по технологии изготовления. Рассмотрим второй вариант.
Симметрию в изделии поддерживают гроздья винограда, листья, в том числе огибающие раму, и витой шнур из лозы.
Художественная выразительность и композиция рамы могут быть произвольными. При изготовлении каждой из деталей используется любая резьба.
Оттенок гроздей винограда может отличаться по тону от цвета листьев. В обоих случаях элементы должны гармонировать между собой.
Различное направление волокон древесины дает множество вариаций оттенков одного и того же цвета. Таким образом, ягоды винограда, посаженные на ножку в основу рамы и обращенные торцом наружу, имеют более темный цвет, чем листья.
В этом смысле рама может служить примером цветного рельефного набора, где все детали объеденены одной цветовой гаммой.
Что касается композиции рамы, то она построена с применением стилизации элементов винограда (в пластическом отношений).
Композиционным центром овальной рамы являются розы, которые выполняются в технике миниатюрной резьбы с особой тщательностью. Именно эта техника и «держит» качество остальной части резьбы.
Игру рельефа крупных форм в раме дает объемная деревянная плашка, которая подкладывается под каждый набор виноградной кисти.
В подкладке просверливаются отверстия для ножек центральных, наиболее выступающих виноградинок. Другие, глубоко посаженные шарики, крепятся непосредственно к фанерной основе.
Рельеф рамы дает возможность прикрепить по внешнему ободу фанерной основы дополнительные брусочки из дерева, которые в свою очередь создают опору поднимающимся к наружному краю листьям и гроздям винограда. Упомянутые листья и гроздья винограда находятся на внешнем ободе изделия.
Крепление деталей рамы производятся на клей и на деревянные штифты или шурупы, которые ввинчиваются с обратной стороны рамы через соответствующие отверстия в фанерной основе.
В качестве крепления можно использовать и ножки шариков, т.е. ягод винограда, но подобное крепление производится только в тех местах, где это удобно и целесообразно.
При монтаже деталей рамы места стыков следует замаскировать третьей деталью, которая может быть любой, но обязательно к месту.
Стыки маскируются легко, в основном листьями, которые накладываются один на другой.
Прежде, чем заготовить листья из одной дощечки или планки, необходимо подогнать ее тыльную сторону и контур под соответствующее место расположения, чтобы заготовка лежала плотно на основе и закрывала ее поверхность.
Отдельные места разрывов заполняются или выступающими кончиками листьев, или отдельными виноградинками.
Каждое из звеньев сначала подгоняется по форме эллипса на месте, встык с предыдущим звеном.
На нем размечаются винтовые линии лозы таким образом, чтобы они являлись естественным продолжением витков предыдущего звена.
После этого делается подгонка в листе-обойме. При этом концы звеньев обода следует немного утоньшить.
Отверстие в листе-обойме делается фигурным с учетом винтовых выемок для витков лозы, чтобы выполнить по возможности более плотную подгонку деталей.
И в заключении следует упомянуть о последовательности изготовления рамы. Основой рамы является эллипс, который строится по внутреннему контуру витого шнура (размер картины).
С учетом толщины витого шнура очерчивается еще один эллипс, который будет иметь немного больший размер. Второй эллипс определяет внутренний очерк фанерной заготовки для основания рамы.
Внешний эллипс основания может быть построен не строго геометрически, т.к. он диктуется шириной рамы. Звенья внутреннего витого шнура изготавливаются по бумажной выкройке эллипса.
Звенья должны иметь одинаковую кривизну. Перед посадкой звеньев на место поверхность шнура следует отполировать. Звенья сажаются на клей на снятую фаску фанерной основы.
При посадке шнур с одной стороны вместе с торцевой кромкой фанерной основы должен образовывать фальц для картины, а с другой — ограничивать набор из виноградных листьев. Концы каждого звена шнура дополнительно скрепляются шариками ягод или краями виноградных листьев.
После этого на клей сажаются деревянные бобышки, на которых монтируются грозди винограда. Шарики с ножками при этом предварительно обтачиваются.
Ножки шариков служат дополнительным креплением бобышек на основе. Затем делаются четыре декоративных листа, которые фиксируются при помощи клея и при помощи пограничных ягод гроздей (с боков на основе).
Далее выполняются подложки для наращивания толщины внешнего борта рамы. Подложки следует изготавливать из деревянных брусочков второго сорта той древесины, которая выбрана в качестве основы лицевой поверхности рамы.
На подложках монтируются виноградные грозди и ягоды — шарики (дополнительное крепление с основой). После крепления поверхность рамы «застилается» резными листьями с учетом ее профиля.
Заключительной стадией работы является декорирование внешней боковой стороны рамы (под ободом). Для этого выполняется резьба по подложкам.
Резьба при этом может использоваться любая и поверхность должна выглядеть рельефной.
Общая отделка рамы должна создавать впечатление цельности и поэтому резьба подложки чередуется с накладными виноградными листьями и вставными ягодами — шариками или их группами.