СуперСадовод
  • Ваза из двух пород дерева с применением маркетри

    Ваза из двух пород дерева с применением маркетриВ качестве материала для вазы следует использовать две породы дерева, которые контрастны между собой по цвету.

    Материалом для ножки, чаши и подставки может послужить и светлая и темная древесина, а для декоративных шариков — противоположная.

    Чашу вазы выполняют в виде цветка. Витая ножка напоминает расходящиеся ветви корней. Листья могут быть многослойными (склеенными из шпонов).

    Внутри чаша облицована маркетри. Облицовывают дно вазы и ее боковые поверхности. Выполняют облицовку наборным рисунком из различных пород древесины.

    Наиболее ответственной деталью в изделии является чаша вазы и поэтому ее делают в первую очередь. Изготавливают чашу из целого куска древесины.

    Отпиленный круг ствола дерева размечают с торца по форме шестилепесткового цветка. Форму каждого лепестка заоваливают внизу.

    После этого с боков чаши удаляют лишнюю древесину. Не стоит доводить поверхность чаши до полной законченности, т.к. впоследствии при работе с внутренней поверхностью могут получиться сквозные прорезы.

    Лучше всего иметь запас толщины вазы за счет припуска на внешней поверхности.

    1_Страница_64 - копия

    Для получения полости чаши следует просверлить ряд отверстий посередине будущей выемки. Центральное отверстие расширяют при помощи той же дрели с перьевыми сверлами.

    Глубина сверления должна быть ограничена таким образом, чтобы толщина дна составляла 20-25 мм. Это обеспечит в дальнейшем возможность крепления чаши с ножкой вазы.

    Полученное в результате сверления отверстие расширяют с подрезом или с просверливанием его стенок (как можно ниже) и скалыванием или срезанием соответствующего слоя древесины.

    Для расширения отверстия используют клюкарзу или специально изогнутую полукруглую стамеску, которая имеет выпуклое лезвие.

    Для контроля резьбы предварительно делают чертеж чаши, после чего из картона вырезают два шаблона ее внутреннего профиля.

    Выполняют контроль по выступающей части и по ребру. При обработке внешней поверхности толщину стенок чаши контролируют при помощи кронциркуля.

    Витую ножку вазы изготавливают из целого куска древесины. Диаметр куска древесины, предназначенный для изготовления ножки, должен несколько превышать половину диаметра чаши, а высота должна превышать чашу в 2 раза.

    Из куска дерева вырезают куполообразную форму, которая переходит в верхней части в цилиндр. Торцевую часть цилиндра делят на 6 частей.

    Из каждой точки деления на глаз рисуют винтовую линию (на цилиндрической поверхности ножки). Наклон винтовой линии подгоняют постоянным исправлением так, чтобы образовавшиеся 6 витков были одинаковыми.

    Витки должны примыкать один к другому и давать желаемую толщину ветви. Эти ветви, переходя на кривую поверхность (конуса, сферы), постепенно отделяются друг от друга и становятся толще.

    Угол наклона ветвей по отношению к горизонтальной плоскости постепенно увеличивают: нижний участок ветви должен располагаться вертикально. Проработка линий ветвей заключается в придании им плавности и изящности.

    1_Страница_64

    Чтобы построение получилось как можно более четким, следует найти центры верхнего и нижнего оснований заготовки. В центры забивают небольшие гвоздики.

    Гвоздики закрепляют на опорах и, придав вращательное движение заготовке, прочерчивают несколько концентрических окружностей.

    Шесть винтовых линий, которые были проведены на поверхности ножки, делят окружность на 6 равных частей.

    Поэтому достаточно провести одну четкую винтовую линию по всей кривой поверхности заготовки затем, чтобы получить все остальные (по точкам деления на 6 равных частей вспомогательных окружностей).

    Начинать следует от уже имеющихся точек, которые получились от этой винтовой линии. Построенные винтовые линии должны быть плавными и не иметь точек перегиба (визуальный контроль).

    Между построенными контурами ветвей выбирают лишнюю древесину полукруглой стамеской. Древесину удаляют по всей поверхности ножки от периферии к середине до смыкания выемок.

    Донышко (нижняя поверхность выбранной полости) и свод (верхняя часть) должны замкнуться в горизонтальной плоскости.

    Для обработки каждой ветви и ее корректировки при выемке древесины следует оставлять припуск. Окончательно отделка ветви выполняется напильником и ножом.

    Листья приклеивают столярным клеем ко дну чаши. При склеивании следует следить за тем, чтобы в центре чаши оставалось место для просверливания и дальнейшего расширения цилиндрического отверстия для круглого шипа.

    Шип служит соединением чаши вазы с витой стойкой.

    В качестве шипа используют цилиндрический стержень, диаметр которого составляет 20-25 мм.

    Шип может быть отдельной деталью, которую вставляют одним концом на клее в соответствующее отверстие в стойке, а другим в отверстие, сделанное на стыке лепестков и продолжающееся примерно на половину толщины в дно чаши.

    Шип может быть предусмотрен и как единое целое с ножкой за счет некоторого ее удлиннения и последующего среза древесины вокруг. Наиболее удачным решением из этих двух является последнее.

    Для крепления чаши и ножки можно применить винт или шуруп. Обычный винт для металла используют при достаточно твердой древесине чаши.

    Для более мягкой породы древесины целесообразнее взять шуруп. Винт или шуруп пропускают через отверстие снизу в своде витой ножки и ввинчивают в древесину сомкнутых лепестков и дна чаши. Винт для металла ввинчивается в отверстие несколько меньшего диаметра.

    Ножки вазы к подставке крепят аналогичным способом. Можно прикрепить стойку к утолщенным частям ветвей, но в этом случае необходимо найти положение отверстий с небольшим удалением от центра.

    Облицовка

    Декоративная отделка поверхности вазы включает в себя изготовление шариков двух размеров, которые крепят к выступам волнистого борта вазы, и покрытие внутренней поверхности чаши мозаикой.

    Декоративную отделку выполняют в противоположном оттенке древесины по сравнению с оттенком чаши вазы.

    Шесть больших и двенадцать маленьких шариков вытачиваются на токарном станке или изготавливают вручную при помощи ножа и напильника.

    Прежде чем начать изготовление шариков, необходимо изготовить их макет из пластилина или любого другого пластического материала и посадить на заготовленные зубцы волнистой линии борта.

    Нужный размер шариков подбирают на глаз. Начинать изготовление следует с маленьких шариков.

    Перед креплением шариков следует подготовить борт чаши. У борта снимают лишнюю древесину по указанной форме, бортик утончают, особенно на зубцах.

    В каждом из шариков вырабатывают фигурный паз до его центра, при этом шарик подгоняют под поверхность бортика чаши многократными пробами.

    Сажают шарики на место на столярный клей. После посадки шариков промежутки между ними соединяют. Для этого используют тонкие перемычки, которые по цвету соответствуют шарикам.

    Изогнутые перемычки наклеивают на выровненную поверхность торца вазы враспор между шариками.

    Композиционно шарики и перемычки должны быть посажены так, чтобы концы перемычек при их мысленном продолжении были бы направлены в центр шариков.

    Правильная и аккуратная облицовка борта вазы даст общий фигурный кант.

    Получение четкой, красивой линии канта, строгой формы его элементов — одна из главных задач в работе.

    Подгоняя паз шарика к зубцу борта, надо добиться особенно плотного его прилегания к внешней поверхности бортика, т.к. на внутренней поверхности вазы дефекты могут быть исправлены за счет последующего ее покрытия маркетри.

    Если на внешней поверхности образовалась щель, шарик в этом случае заменяют или плотно подгоняют в образовавшуюся щель с использованием клея.

    1_Страница_66

    Маркетри

    Маркетри покрывает плоское дно чаши. В качестве деревянной мозаики можно использовать грозди винограда или какой-либо натюрморт.

    Чтобы собрать виноградную кисть, предварительно изготавливают кружочки ягод, которые нарезают крутой полукруглой стамеской соответствующего радиуса кривизны.

    В качестве материала для изготовления виноградной кисти используют древесину аналогичного с декоративными шариками оттенка.

    Но, по желанию, можно воспользоваться и различными оттенками древесины (от светлого до темного). Использование разнообразных оттенков древесины даст возможность создания теневых сторон в мозаике.

    Кружочки (ягоды) друг к другу подгоняют подрезанием некоторых из них по дуге до полного контакта с целыми кружочками. Подгонку выполняют стамеской.

    Заполнить промежутки между кружочками можно и вставками из противоположной по цвету древесины. Кружочки одного и того же цвета и материала выгодно располагать, ориентируя волокна древесины в различных направлениях.

    Для лучшего проявления общей тональности к наборной грозди винограда присоединяют листья. Изготовленный набор очерчивают по границе донышка полоской, которая так же должна выделяться из общего фона.

    Внутренние боковые поверхности чаши вазы покрывают маркетри непосредственно на месте. Для каждого из шести звеньев подыскивают несложный декоративный сюжет (ягоды, листья и т.п.).

    Сюжет рисуют на бумаге, после этого его элементы набирают отдельно (тоже на бумаге). Отдельные элементы наклеивают лицевой стороной на предназначенное им место.

    Такие мелкие детали, как тонкие веточки, прожилки листьев, светлые точки блеска выполняют только после набора основного фона.

    Для этого на приклеенном наборе острым ножом вырезают узкую канавку прожилки и туда на клей вставляют нужного цвета полоску фанерки.

    Для мелких точек при помощи шила проделывают небольшие отверстия, куда вставляются на клей заостренные кончики спичек, которые тут же срезают заподлицо.

    Общий фон внутренней поверхности чаш обрабатывают следующим образом. В первую очередь заготавливают полоски какой-либо светлой и мягкой древесины шириной около 2-4 мм.

    От этих полосок произвольной формы и при помощи ножа отрезают кусочки в виде треугольников, четырехугольников, трапеций и т.д.

    В результате получают несколько десятков кусочков, которыми сразу же можно выстлать часть фона.

    Покрытие производят на столярный клей при помощи пинцета, острия ножа или иглы. Кусочки должны быть плотно подогнаны друг к другу.

    Образовавшиеся зазоры не станут вредить общему фону. Различный поворот кусочков по направлению волокон создаст интересное мерцание и игру света после полировки фона.

    Границы между шестью звеньями фона можно выделить при помощи наклеивания узкой полоски темной или светлой древесины.

    После высыхания клея набор шлифуют и лакируют.



  • Нравится
    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика