СуперСадовод
  • Тонирование

    ТонированиеТонирование изменяет цвет древесины и используется в том случае, когда резчик не имеет под рукой древесину желаемого цвета или при выполнении фанеровки.

    Морение

    Этот способ очень широко распространен, но имеющиеся в продаже спиртовые и водные морилки не рассчитаны на художественные изделия.

    При применении таких морилок древесина на солнце сильно выгорает (при использовании в домовой резьбе), портится и приобретает неестественный оттенок, т.е. морилка вносит диссонанс в цветовую гамму естественных тонов дерева и делает резные изделия менее ценными.

    Для изделий художественной и домовой резьбы используются только натуральные красители, например, ореховая морилка (иное название бейц), которая отличается повышенной светостойкостью.

    Морилка бейц представляет собой темный порошок, который легко разводится водой. После морения древесина приобретает приятный золотисто-коричневый оттенок.

    Наносится морилка на отшлифованную и отполированную поверхность в два-три приема. Поверхность покрывается быстро, при помощи широкой кисти, при этом надо стараться не «заходить» на уже заморенные места.

    Первое покрытие выполняется очень жидкой морилкой, при этом следует обходиться небольшим количеством жидкости.

    После высыхания первого слоя морилки осуществляется снятие поднявшегося ворса при помощи шкурки. Затем наносится второй слой, который, после высыхания, по необходимости обрабатывается шкуркой.

    Количество наносимых слоев морилки зависит от желаемого окончательного тона древесины, поэтому эта задача решается на месте.

    Высохшая проморенная древесина тщательно протирается и полируется любой плотной грубой тканью вдоль волокон и наискосок.

    Делается это очень аккуратно, чтобы не задрать волокна древесины. Проморенная древесина покрывается лаком или маслом.

    Тонирование мелкорельефной резьбы

    Мелкорельефная резьба, особенно горельеф и прорезная, при любом проявлении влажности начинают коробиться и набухать, при этом полностью изменяются форма и внешний вид изделия.

    Для тонирования такой резьбы можно воспользоваться природными красителями (см. ниже) или красителем старого фломастера, который разбавляется скипидаром до нужной концентрации (от скипидара древесина не набухает и не коробится).

    После такого морения изделие хорошо просушивается, после чего его можно покрыть нитролаком (скипидар и нитролак не взаимодействуют).

    Тонирование природными красителями производится следующим образом: Приготовленные красители наносятся на изделие путем легкого касания мягкой кисточки.

    Не стоит тонировать изделие целиком с первого раза, раствор наносится только на очень светлые места. При тонировании следует следить за тем, чтобы древесина не набухала, а резьба — не деформировалась. Все остальные места, нуждающиеся в тонировке, подправляются только после высыхания первого слоя раствора.

    Поскольку есть вероятность разбухания древесины с мелкорельефной резьбой, тонировку, кроме способа с применением скипидара, лучше всего проводить по изделию, покрытому лаком (см. ниже).

    Тонировка изделия, покрытого лаком

    Тонировка по лаку дает возможность увидеть результат окраски сразу же (тонировка после покрытия лаком немного изменяется).

    Для подобной тонировки не используются водорастворимые красители, а используются такие, которые растворяются в органических растворителях.

    Нужными качествами обладают фломастеры: фетр вышедшего из употребления фломастера опускается в лак. Стержень фломастера мнется и лак сразу же окрашивается.

    Подкрашенный до нужной концентрации лак наносится на изделие. Покрытую лаком древесину удобно тонировать спиртовой морилкой.

    Поскольку вышеописанные способы включают в себя не природные компоненты, то из этого следует их недолговечность, а лишь временность, и недостаточная светостойкость.

    Лучше всего воспользоваться натуральными компонентами, например луковой шелухой, которая хорошо окрашивает горячую воду, а в спирте практически не растворяется.

    Раствор луковой шелухи наносится на покрытую лаком поверхность изделия несколько раз. В результате тонирования получается слабый золотистый оттенок.

    Более интенсивные растворы натуральных компонентов получаются на водке (водка очень хорошо растворяет морилку бейц).

    Тонирование масляной краской

    Подобное тонирование осуществляется путем протирания поверхности (почти досуха) небольшим количеством художественной масляной краски.

    Для этих целей чаще всего используется красная или оранжевая краска. Масляная краска дает хорошую светостойкость.

    В основном такое тонирование используется для древесины, которая требует изначального изменения цвета и на небольших участках.

    Перед тонированием поверхность изделия покрывается растительным маслом или растительным маслом с добавкой олифы (около 15%).

    После впитывания излишек масла тщательно снимается сухой тряпкой. Небольшое количество неразбавленной краски втирается в дерево при помощи пальца или кистью с совсем короткой щетиной. При втирании краски необходимо следить за тем, чтобы текстура древесины не изменилась.

    Если тон получился слишком сильным, излишек краски снимается тряпочкой, смоченной в масле. Тонированное изделие выдерживается одну-две недели и покрывается маслом или лаком.

    Тонирование цветными карандашами

    Тонирование производится по протертой растительным маслом древесине. Пигмент карандаша втирается в древесину и закрепляется по мере высыхания масла.

    Желательно, по мере тонирования, в некоторых местах повторить рисунок дерева карандашом. После полного высыхания масла тонировка закрепляется лаком.

    Тонирование природными красителями

    Для тонирования используются следующие растворы:

    1. Отвар опилок и стружек ореха, лиственницы, сандалового дерева, ивы, яблони, зеленок кожуры грецкого ореха, дуба, ольхи, эвкалипта.

    2. Отвар чая, луковой шелухи, шафрана.

    Отбеливание

    Отбеливание необходимо в том случае, когда в процессе работы на изделии из светлой древесины
    образовались нежелательные темные пятна.

    Самым доступным отбеливателем является 15%-ный раствор перекиси водорода, который разбавляется небольшим количеством нашатыря (до появления запаха аммиака).

    Полученная жидкость наносится на темные пятна тампоном и изделие высушивается (выдержка до двух суток).

    Также в качестве отбеливателя можно использовать 5-10%-ный раствор щавелевой кислоты (смывается водой после достигнутого результата) и скипидар (для удаления смолы с хвойных пород дерева).

    Имитация черного дерева

    Груша, клен, береза, граб, яблоня и слива окрашиваются черной тушью или водным или спиртовым красителем — нигрозином.

    После высыхания красителя древесина полируется при помощи щетки и черного гуталина до блеска.

    Перечисленные красители глубоко проникают в древесину, а гуталиновое покрытие защищает их от выгорания. Очень эффектна черная тушь в сочетании с прорезной художественной резьбой.

    Дуб лучше тонировать следующим образом: Готовое дубовое изделие кладется в железную банку, которая наполнена расплавленным свинцом с добавкой олова.

    Изделие утапливается деревянной палочкой или (еще лучше) насаживается на острие спицы. Через 5-7 минут изделие почернеет, причем на глубину до 2 мм.

    Степень изменения цвета зависит от времени контакта дерева со сплавом. Чтобы при тонировке прокрасились все элементы резьбы(в том числе и углубления) изделие периодически встряхивается и переворачивается. При таком тонировании дубовая резьба не потеряет форму, а твердость древесины не уменьшиться.



  • Нравится
    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика