СуперСадовод
  • Технология выполнения резьбы

    Технология выполнения резьбыРезьба «Татьянка» — сложная техника, которая состоит из нескольких этапов: подрезание контура рисунка ножом-косяком и вырезание орнамента специальной стамеской.

    В рамках данной книги вкратце описаны два способа выполнения резьбы: по растительному и геометрическому орнаментам.

    1_Страница_30

    Растительный орнамент

    На небольшую дощечку (5X14 см, толщиной 1-1,5 см), отступив от краев 5-10 мм, наносится рисунок. На заготовку рисунок наносится карандашом, который должен быть достаточно мягким, чтобы грифель не продавливал дерево, но и достаточно твердым, чтобы след от него оставался в виде тонкой, едва заметной линии.

    Прекрасно подойдет карандаш 2М. После этого по рисунку «больших листьев» (отмечаются на рисунках крестиками) производится подрезание при помощи ножа-косяка.

    Нож-косяк располагается при этом под углом 45° к плоскости доски. Кончик ножа направляется внутрь подрезаемого элемента.

    Начинать подрезать листик следует от его основания, плавно углубляя нож и поло выводя его на поверхность у кончика листа.

    Глубина реза — 3-8 мм (в зависимости от размера листочка). При подрезании сильно изогнутых линий угол наклона ножа-косяка уменьшается до 30°.

    1_Страница_31 - копия

    Далее при помощи карандаша намечается «жилка» — средняя линия листика (отмечена на рисунках пунктиром).

    Резьба осуществляется полукруглой стамеской № 7 (1/2 круга) и начинается от основания листочка. Первый раз стамеска идет перпендикулярно средней линии в направлении к подрезанному краю листика.

    Стамеска входит в дерево под углом 80° (движением вниз). Для удобства она придерживается указательным пальцем левой руки.

    Стамеска должна пройти вглубь до упора в срезанный край. В момент, когда она упирается в подрезанный край, слышен щелчок — это скалывается срезанный кусочек дерева.

    1_Страница_31

    Второй рез осуществляется таким же образом. Следующий — третий рез — начинается из устья второго — от средней линии.

    По мере приближения к середине листа длина резов увеличивается, а сама техника их выполнения изменяется. Сначала стамеска, слегка углубившись в дерево, идет вдоль средней линии, а затем плавно поворачивает и идет точно по границе предыдущего реза.

    Стамеска не должна полностью погружаться в дерево, ее края должны быть чуть видны, а угол наклона к доске — небольшой.

    На расстоянии около 3 мм от края листика угол наклона резко увеличивается до 75-80° и стамеска врезается в дерево на всю ширину до упора в подрезанный край.

    1_Страница_32

    Первая половина листа выполняется рез за резом, а затем, зеркально ей, вторая половина. Средняя линия должна сохраниться.

    Желательно, чтобы она была максимально острой. Границы между резами так же должны быть острыми. При соблюдении этих правил получается эффект живого листочка с рельефными жилками.

    Для достижения желаемого результата важно подобрать стамеску нужного размера: она должна быть чуть шире предполагаемого реза. Последовательность выполнения элементов рисунка соблюдается строго.

    Геометрический орнамент

    На дощечку при помощи карандаша и линейки наносится простой рисунок, который состоит из треугольников.

    Стороны треугольников не должны превышать 10 мм. Здесь следует отметить то, что чем крупнее треугольник, тем более трудоемкой становится резьба.

    После наметки рисунка берется остро отточенный двусторонний нож-косяк. Нож следует зажать в кулак таким образом, чтобы лезвие ножа находилось внизу и большой палец придерживал окончание рукоятки.

    Кисть должна быть наклонена вбок, образуя с поверхностью доски угол 45°. Угол наклона следует соблюдать четко, т.к. от этого зависит глубина реза.

    Если угол маленький, то рез будет неглубоким и орнамент получится со слабой светотенью. Если же, наоборот, сильно углубить нож в дерево, то весь орнамент сольется в тени.

    1_Страница_33 - копия (2)

    Острие ножа ставится в вершину одного из треугольников. Под легким нажимом кисти лезвие постепенно вонзается в дерево.

    Весь процесс подрезания треугольника напоминает то, как вырезается пирамидка из «макушки» арбуза, проверяя его спелость.

    Важно приучить руку к тому, чтобы нож шел точно по отмеченной линии (по стороне треугольника) и оставался там, где нужно: в нашем случае — в вершинах треугольников.

    Первый рез производится по той стороне треугольника, которая проведена поперек направления волокон древесины.

    Второй рез идет вдоль направления волокна. Первый этап работы завершается на подрезе третьей стороны треугольника.

    При правильно выполненной резьбе и при соблюдении угла наклона ножа к плоскости доски получается вырезанный кусочек дерева в форме пирамиды, а на доске остается углубление.

    Если на дне этого углубления остались волокна древесины, их следует удалить кончиком ножа.

    1_Страница_33 - копия

    Следующий треугольник подрезается с той стороны, которая соседствует с уже подрезанным треугольником. Второй рез осуществляется снова вдоль направления волокон. Такая система подрезания сторон треугольника не позволяет скалываться кусочкам дерева.

    Основная задача резчика при выполнении подобного геометрического орнамента — добиться, чтобы пирамидки были одинаковой глубины, а грани между ними — одинаково острыми.

    1_Страница_33

    Если изменить угол наклона ножа к доске, то треугольники можно вырезать иначе. Боковые стороны (направлены поперек волокон) подрезаются под прямым углом, а третья сторона — под углом 30° так, что срез получается пологим. Таким образом выполняется элемент «сколыш».

    На основе вышеописанной технологии резьбы можно составить различные комбинации. В любом случае при выполнении какого-либо узора не сле



  • Нравится
    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика