СуперСадовод
  • Дизайн альпийской горки

    Дизайн альпийской горкиДизайн основан на таком неуловимом явлении, которое люди называют «чувством прекрасного «.

    Несмотря на кажущуюся субъективность, красота подчиняется определенным законам. В ландшафтном дизайне используются в основном элементы, которые действуют через визуальное восприятие, поэтому мы уделим большое внимание зрительному аспекту красоты (хотя есть и другие).

    Человек, как правило, не отдает себе отчета в том, как происходит движение глаз и каким способом происходит внутренняя психологическая работа по восприятию зрительных образов.

    В символической форме психологические образы, возникающие при работе глаз, хорошо представлены в древнем китайском учении фэн-шуй, которое дает очень полезные рекомендации по планировке окружающего ландшафта. Главный принцип фэн-шуй гласит: «То, что мы не видим, на нас не действует «.

    Дело в том, что человеческий организм имеет свои особенности зрительного восприятия. Так, человек оценивает расстояние до предметов с помощью бинокулярного зрения.

    Мозг постоянно сравнивает напряжение мышц каждого глаза. Определенные линии заставляют взгляд двигаться быстрее или медленнее.

    Но если работа мышц рук или ног воспринимается сознанием, то работа мышц глаза в основном подсознательная, а в сознание эта работа «всплывает » в виде различных чувств, навеянных ландшафтом.

    Человек, как и любое другое существо, инстинктивно оценивает уровень опасности, который есть в окружающей обстановке.

    Так, чувство тревоги и дискомфорта вызывают острые линии (так называемые «тайные стрелы «). Не удивительно, что на скамейке, расположенной под нависающей и неустойчивой на вид каменной глыбой (как бы вы ни укрепляли ее основание в целях безопасности), сидеть будет неуютно.

    При вертикальном перемещении взгляда работают одни мышцы глаза, а при горизонтальном — другие. Если глаза чрезмерно часто движутся в одном направлении, глазные мышцы устают (как устают мышцы рук при монотонной работе). Но эту усталость мы чувствуем совершенно иначе: наше настроение меняется, хотя мышцы глаза не болят. В восприятии цвета также имеются свои закономерности.

    В глазе человека есть различно устроенные рецепторы, предназначенные для восприятия цвета и яркости. За поток света и зрение в сумерках отвечают клетки, похожие на палочки.

    Другой тип рецепторов — колбочки — воспринимают цвет предметов. У нас есть три разновидности колбочек: для красного, желтого и синего цвета. (Пчелы, например, воспринимают цвет несколько иначе, чем мы.

    Если бы эти насекомые имели возможность обсудить с нами произведения художников-людей, то сильно удивились бы, почему люди называют такие дикие сочетания цветов гармоничными.) Как и при любой физической нагрузке, при восприятии сада у человека должны быть равномерно задействованы все мышцы его глаза и все рецепторы.

    Линии сада и его цветовое решение должны быть сбалансированы, важно не переутомлять одни зрительные рецепторы и мышцы глаза в ущерб другим. И тогда у зрителя возникнет чувство гармонии. Итак, вы должны приложить все усилия, чтобы ваш альпинарий не выглядел как случайное нагромождение камней и растений, которое плохо вписывается в общую перспективу участка.

    Для этого необходимо не только знание особенностей растений и используемых материалов, но и знакомство с основными принципами дизайна, и, что немаловажно, интуитивное чувство художественного вкуса. Отличие ландшафтного дизайнера от художника состоит в том, что он «рисует » совершенно другим способом, размещая имеющиеся в наличии предметы в определенном порядке.

    Кроме того, в вашей живой картине, называемой альпинарием, со временем происходят изменения: весной цветут одни растения, а летом и осенью — другие, что-то чрезмерно разрастается, а какие-то растения гибнут.

    Время от времени вы будете чувствовать диссонанс и стремление что-то пересадить в новое место, заменить ка- кое-то погибшее растение другим или просто найти место для нового любимца.

    Создание и поддержание альпинария — это длительный и творческий процесс, а установка камней и первичная посадка растений — всего лишь первый, начальный этап. Здесь важно не ошибиться в размещении крупных глыб камня, определении формы и размеров альпинария, поскольку все это будет в дальнейшем трудно исправить.

    На что следует обратить внимание в первую очередь? Если вы планируете создать альпинарий около дома, забора, хозяйственной постройки, альпинарий должен быть соразмерным.

    Это не означает, что вам придется сделать гору высотой с дом. Взгляд человека обычно соизмеряет площади видимых фигур. Так, большой по площади, но невысокий (или даже плоский) альпинарий будет вполне гармонировать с крупными окружающими предметами.

    В поисках удачной пропорции линейных размеров вам поможет «золотое сечение «. Это иррациональная величина, примерно равная соотношению1: 1,6, которая большинством людей воспринимается как гармоничная, приятная пропорция. Например, формат писчей бумаги и многих книг выдерживается так, чтобы отношение длины и ширины было примерно равно этой величине.

    пропорции золотого сеченияКак применить «золотое сечение » на практике?
    Красиво смотрятся рядом предметы, один из которых в 1,6 раза выше другого. Этому принципу желательно следовать при подборе пропорций между альпинарием и окружающими предметами. Если ваш участок мал, вы должны постепенно сгладить контраст между строением и альпинарием.

    Посадите между альпинарием и домом один или несколько кустарников, которые будут в 1,6 раза ниже стены дома. Теперь соразмерный альпинарий окажется в 1,6 х 1,6 = 2,56 раза меньше, чем дом.

    Если этого недостаточно, разместите еще один кустарник (или крупную глыбу камня, декоративную плетеную изгородь, фонарь, копию китайской .пагоды и т.п.), который будет в 2,56 раза меньше строения.

    При этом размер альпинария можно уменьшить до примерной пропорции 1 : 4,1 и т.д. В этом случае все использованные декоративные элементы будут выглядеть пропорционально. Возможно, вам придется сдерживать размеры высаженных кустарников в заданных пределах регулярной стрижкой.

    Уныло выглядит альпинарий из одинаковых по размерам камней или альпинарий, разбитый на монотонные по высоте террасы. Помочь правильно подобрать высоту, на которую следует помещать камни, вам поможет та же пропорция «золотого сечения «.

    В плоском альпийском саду используйте в качестве акцентов камни, высота которых соотносится как 1 : 1,6. Высота «горных пиков » (верхних точек крупных камней) также должна соответствовать той же пропорции.

    Если вам не удалось подобрать достаточно крупные камни, примените террасирование, при этом высота и ширина террас должны друг с другом соотноситься в той же пропорции.

    Если вы хотите создать асимметричный рельеф, то возникает вопрос: на сколько лучше сместить вершину горы от центра? Как расположить самый крупный камень на плоскости? Здесь также уместно использовать принцип «золотого сечения «.

    Зрительно притягательная точка находится там, где с одной стороны до границы (или центра ближайшего декоративного элемента) будет отрезок длиной в 1 единицу, а с другой стороны — отрезок длиной 1,6.

    В этой точке может находиться асимметричная вершина, самое эффектное растение, фигурка животного, фонарик и т.д. Внимание зрителя будет невольно привлечено к этой точке.

    Второй принцип построения композиций — симметрия. Какой-то из эффектных камней может находиться точно в центре композиции, а вокруг него — два меньших предмета, похожих между собой по размерам и декоративной функции. Эти предметы могут служить новыми центрами симметрии в построении композиции.

    Помните, что в природных ландшафтах строгая симметрия встречается крайне редко, поэтому для усиления эстетического воздействия симметричные детали желательно чуть-чуть сместить из их «математического » (расчетного) положения.

    Сочетайте оба принципа в построении альпинария: что-то может быть симметричным, а где-то будет использовано «золотое сечение «. Все зависит от имеющихся в наличии камней и других материалов.

    Если предмет нужного размера у вас единственный, резонно найти ему место исходя из принципа «золотого сечения «, а если предметов два и больше —то используйте принцип симметрии.

    Так, в овальном альпинарии, размещая камни вдоль длинной оси, разумно использовать «золотое сечение «, а вдоль короткой —принцип симметрии.

    Самые выигрышные и эффектные детали должны быть видны из точки преимущественного обзора (с дорожки, с крыльца, из окна), а еще лучше —из всех возможных точек.

    Если вы устанавливаете китайский домик или высаживаете особенно красивое растение, неразумно прятать его за более высокой глыбой камня, насыпью или за высоким растением.

    Общий принцип перспективы достаточно прост: высокие предметы должны располагаться на заднем плане, а низкие —ближе к зрителю. Эти рекомендации проще всего выдержать у глухой стены здания или у забора.

    Понятно, что вы не будете любоваться альпинарием со стороны стены. Более трудная, но и более интересная задача — планировка перспективы, открытой с нескольких сторон, например альпинарий среди газона, открытый для обзора из любой точки, или композиция у дома, которая должна красиво выглядеть и из окна, и с парадной дорожки.

    Высоким предметам и растениям отведите больше места, окружив их очень низкими почвопокровными растениями, камнями или декоративной мульчой.

    Важно правильно выбрать место для высоких декоративных элементов. Лучше, если высокие предметы будут пространственно разнесены. Не высаживайте высокие растения, не устанавливайте декоративные элементы в самой верхней части горки. Вершина сама по себе является зрительным акцентом.

    Расположение на вершине подсознательно заставляет взгляд сравнивать предмет с общей высотой альпинария, создает оптическую иллюзию, что альпинарий ниже, чем он есть на самом деле.

    И, наконец, самое главное — включенные в альпинарий детали должны быть не более чем в 1,6 раза выше самой горки.

    Желательно использовать только один такой предмет или растение. При оценке пропорций по высоте помните, что высаженное на высокой террасе растение будет казаться выше. При этом важно положение верхушки растения, а не его физический размер.

    Именно положение вершин в ландшафте создает характерный силуэт. Поскольку одна из основных задач альпинария — имитировать естественный ландшафт, по возможности избегайте протяженных прямых линий как в самом альпинарии, так и в его окружении.

    Границу альпинария и прогул очную дорожку вокруг него сделайте плавно изогнутой. Если вы планируете террасированный участок, не увлекайтесь обширными плоскими террасами.

    Постройте их на разной высоте, состыковав крупными камнями. Прямые линии окружающих строений или забора (особенно выступающие прямоугольные углы) скройте от зрителя лианами или высоким кустарником. Течение линий создает особое настроение и новые зрительные акценты.

    Так, прямая линия меньше задерживает взгляд, по прямой дорожке хочется пройти как можно скорее. Так, древние китайцы считали, что по прямым линиям движутся злые духи, а «укротить » их помогают извилистые.

    Плавные изгибы заставляют разглядывать композицию более пристально, делают прогулку более продолжительной, а отдых — более полноценным.

    Одна из планировочных ошибок — дорожки, которые направлены прямо на альпинарий. Взгляд быстро мчится по дорожке и резко замедляется на альпинарии.

    Зрительные мышцы глаза, работающие в таком режиме, быстро утомляются, и человек чувствует дискомфорт, хотя порой и не может выразить словами, почему такое расположение альпинария интуитивно кажется неудачным.

    В практике фэн-шуй то же можно выразить словами: «тайная стрела дорожки направлена на альпинарий «. По этой же причине избегайте ломаных линий в планировке (особенно с прямыми и острыми углами).

    Даже если поворот дорожки в альпинарии или вокруг него должен быть значительным, скруглите острый угол. Там, где несколько линий сходятся вместе, создается новый зрительный акцент, отличный от того, который задается пропорциями «золотого » сечения или симметрией.

    Изгиб линии (взгляд невольно замедляется) — еще одна точка, где можно разместить особенно эффектные растения или предметы.

    Зритель как бы невольно спрашивает себя: «Что заставило линию дорожки изогнуться? » Дайте ему ответ на этот вопрос: «Чтобы обогнуть красивое растение (камень, малую архитектурную деталь и т.п.) «. Помните: психологический акцент находится внутри изгиба, а не вовне.

    В отличие от планировочных линий дорожек и строений композиционные линии растений и декоративных элементов внутри альпинария имеют другой масштаб и другую протяженность.

    Если первые можно сравнить с общим замыслом картины, то вторые — это детальная проработка, тонкие мазки и штрихи. Все линии в композиции можно разделить на вертикальные, горизонтальные и ниспадающие. Эти линии можно создавать различными изобразительными средствами.

    Так, вертикали создают отвесно установленные камни, листва ирисов, соцветия злаков, осок, некоторых вероник, астильба, хвойные растения с пирамидальной формой роста и т.д.

    По фэн-шуй, это янь-растения. Горизонтальные линии — террасы, заполненные почвопокровными растениями, можжевельники с горизонтальной формой роста, рододендроны с плоской кроной и т.п.

    Сложнее всего создавать ниспадающие линии. Самая дорогостоящая — искусственный ручей с водопадами. Можно обойтись «сухим » потоком из гальки, установить принесенную из леса корягу со скрученными вниз сучьями или сформировать бонсай из низкорослых кустарников и деревьев, направив их ветви вниз.

    Некоторые почвопокровные растения (флокс шиловидный, арабис кавказская, котула, ясколка, мазус) обладают ниспадающими побегами, но эта особенность проявляется только при посадке на наклонную поверхность. Все горизонтальные и ниспадающие элементы практика фэн-шуй относит к инь.

    В альпинарии вертикальные линии должны зрительно уравновешиваться горизонтальными и ниспадающими. Иными словами, инь и янь должны уравновешивать друг друга.

    Линии должны гармонировать с общим силуэтом альпинария (помните, что общий силуэт — тоже линия). Горизонтальные линии придают стабильность и устойчивость всей композиции.

    Обилие вертикальных линий (особенно из камня) создает иллюзию неустойчивости, вызывает чувство тревоги. Их необходимо смягчать.

    Так, в саду на плоскости с вертикально укрепленными каменными столбами, в сочетании с которыми будут смотреться только растения с горизонтальной и ниспадающей формой роста, уместно применитьгоризонтальные тротуарные плиты.

    Если вы используете окатанные валуны, то в композицию полезно включить «вертикальные » растения.

    При посадке растений на высокой горке в верхней части хорошо смотрятся почвопокровные растения (горизонталь, которая смягчает вертикально направленную вершину), а ближе к подножию можно добавить и вертикальные растения.

    Вертикальные растения не всегда удачно смотрятся в контейнерных альпинариях, поскольку у контейнера много направленных вверх линий.

    Исключение может быть сделано для невысокого, но широкого контейнера. Ниспадающие линии обычно ассоциируются с потоками воды (даже если самих потоков нет).

    Эти линии особенно эффективно гасят чрезмерное использование направленных вверх вертикалей. Согласитесь, что ниспадающая линия водопада особенно гармонирует с направленными вверх линиями камней.

    Растение со свисающими побегами особенно привлекательно выглядит в щели между отвесными глыбами (другой вопрос — сможет ли оно там выжить зимой).

    О гармоничных цветовых сочетаниях написано так много, что трудно добавить к сказанному что-либо новое. Первопроходцем

    Если вы будете пристально смотреть на белый рисунок на темном фоне, а затем переведете взгляд на серое поле, на нем «проявится » черный силуэт рассматриваемого белого предмета.

    Если же проделать тот же опыт, например, с черным квадратом, то на сером фоне отпечатается белый контур.

    Разглядывая белый рисунок, глаз утомляется от света и «требует » темноты (черного), и, наоборот, утомившись от темноты, глаз требует света.

    «Утомившийся » от красного глаз требует зеленого цвета. С другой стороны, на картинах старых художников-пейзажистов кора деревьев часто окрашена в красноватые тона.

    Под углом 120 градусов расположены три основные цвета (соответствующие трем типам световых рецепторов в нашем глазу): красный, желтый и синий. Остальные цвета воспринимаются как смесь трех основных.

    Так, оранжевый — смесь красного и желтого, зеленый — желтого и синего, фиолетовый — синего и красного. Кроме того, вы можете создать практически непрерывную шкалу переходов цветовых оттенков.

    Цвета, расположенные друг напротив друга, называются дополнительными. «Утомившись » одним цветом, глаз «требует » дополнительного.

    Прямое сочетание дополнительных цветов (красный + зеленый, желтый + фиолетовый, синий + оранжевый), безусловно, выглядит очень броско, но не всегда уместно.

    Более изысканны сочетания трех цветов. Например, в партнеры к темно-желтому можно подобрать розоватый и сиренево-голубой.

    Уравновешивание желтого происходит не одним (очень контрастным) цветом, а двумя близкими оттенками. Интересны цветовые решения только в теплой или только в холодной гамме, когда все оттенки выдержаны в одной колористической теме.

    Используя разные сорта, например шиловидных флоксов, вы можете создать все цветовые переходы от белого через неуловимо-розоватые в розовые и карминовые оттенки.

    Переходы от розового в лиловый можно «нарисовать » цветущей аубриетой, различные оттенки внутри желтого — сортами гелиантемума или нарциссов.

    Теплые цвета зрительно приближают предметы, сокращают расстояние, а холодные — увеличивают «глубину » композиции.

    Стандартное правило состоит в том, чтобы теплые тона размещать на переднем плане, а холодные — на некотором отдалении. Но для маленьких альпинариев этими рекомендациями можно пренебречь.

    Теплая гамма вызывает прилив энергии, стремление к деятельности, внушает оптимизм.

    Как показали физиологические исследования, красный вызывает учащение пульса и повышение артериального давления.

    Холодная гамма оказывает противоположный эффект.

    Голубые и синие краски привлекательны только на фоне яркого неба, а в пасмурную погоду они безжизненны. Эта тенденция отражена и в архитектурной традиции: здания с крышами, выкрашенными в голубой цвет, преобладают на юге, а в более пасмурном северном климате холодные тона используют реже.

    Фиолетовый очень быстро поглощается в сумерках, заметно проигрывает при искусственном освещении. Зеленый цвет воздействует умиротворяюще, на зелени глаз отдыхает. Палитра зеленого цвета достаточно богата, поскольку листья разных растений даже в нецветущем состоянии имеют, как правило, свой уникальный оттенок зеленого.

    Особенно богаты красками листья седумов (от голубоватого, почти без зелени, через салатовый к коричнево-зеленому и красному). Сероватые листья имеют вероника седая, котула гребенчатая, стахис византийский, зверобой олимпийский, гвоздики, гелихризум тянь-шань- ский.

    Желтый оттенок характерен для листьев некоторых сортов хосты, пестролистной резухи, некоторых хвойных. Красноватыми тонами могут обогатить палитру зелени астильба, живучка формы atropurpurea, молодила. Коричневатый оттенок у листьев котулы жесткой.

    Большинство альпийских растений цветет сравнительно недолго, а в остальное время декоративную роль играют листья.

    Помните, что камни и другие декоративные элементы — равноправные компоненты композиции. Виды с пестрой (желтой или белой) листвой выигрышно смотрятся на фоне серовато-голубого гравия или каменных глыб.

    Яркую темную зелень можно подчеркнуть розовым гранитом или светлым терракотовым керамзитом. Белый цвет осветляет любую композицию и используется как нейтральная добавка.

    Белый хорошо виден в сумерках, придает шарм альпинарию для любителей ночных прогулок при ясной луне. Единственное, чего следует избегать при работе с белым цветом, — это соседства с яркими насыщенными цветами (например, красным).

    В этом случае более уместна розовая прослойка, смягчающая контраст. Серый разных оттенков — относительно нейтральный цвет, который также хорошо сочетается с другими тонами.

    Можно попробовать создать композицию в серых тонах, подобрав виды растений с листвой сероватого цвета. Черный — слишком строгий и мрачный цвет, полностью теряющийся ночью.

    В природе у цветков чистого черного цвета практически не встречается, а обилие черного гранита создает давящее впечатление.

    Можно применять черный только как мульчу, контрастирующую со светлыми растениями (торф или черный гравий). Кстати, не используйте каменный уголь в альпинарии — он вреден для растений и пожароопасен. Слово «доминанта » происходит от латинского dominus — «господин «.

    Доминанта — это господствующий декоративный элемент, а все остальные элементы призваны подчеркивать его.

    В роли композиционной доминанты в альпинарии могут выступать как эффектные растения (крупные, соразмерные альпинарию по критериям «золотого сечения «), так и камни, китайский домик, водопад и даже небольшая садовая скульптура.

    Использование растения или камня более традиционно. Все линии и цветовые пятна должны подчеркивать композиционную доминанту, она должна быть видна по возможности из всех точек обзора.

    Нежелательно на небольшой площади использовать вторую доминанту, поскольку она будет отвлекать взгляд и разрушит композиционное единство альпинария.

    Помните — простые и лаконичные средства наиболее выразительны, но они требуют безупречного исполнения.

    Доминанта придает завершенность любой композиции, позволяет зрителю воспринять созданный вами ландшафт как единое целое. Положение доминанты в альпинарии диктуется общими планировочными принципами симметрии и «золотого сечения «.

    Если пространство позволяет, желательно запланировать многообразие ландшафта, «рассыпать » по нему интересные уголки, вид на которые открывается только с определенной точки обзора. Зрителю будет приятно найти еще одну «изюминку » в вашем альпийском саду, как бы открывая его заново.

    В интересном уголке можно расположить пещеру, скульптуру маленького гномика, красивое растение или камень необычной формы (хотя и не такой величественный, как элемент-доминанта), декоративный подвесной мостик, зеркало воды и т.п.

    Микроокружение должно акцентировать ту деталь, которой вы придаете декоративное значение.

    С другой стороны, акцент должен гармонично соотноситься с доминантой, которая видна из той же точки. При желании акцент можно повторить в другом месте.

    Положение акцента можно выбрать как исходя из принципов симметрии и «золотого сечения, так и в месте схождения общих планировочных линий или на их изгибах.

    Локальные акценты особенно полезны в том случае, если вы хотите создать альпинарий на большой площади, который невозможно охватить одним взглядом.

    На сам альпинарий можно взглянуть с тех же позиций, расценивая его в масштабах сада. Каменистый сад может быть декоративной доминантой всего вашего участка.

    Он должен быть виден отовсюду. Деревья и кустарники, высокорослые травянистые растения, дорожки и газон — все это служит лишь дополнением, подчеркивающим своеобразие вашего альпинария — явной композиционной доминанты.

    Возможно, что альпинарий нужен вам как крошечный экзотический уголок. Тогда следует отнестись к нему как к акценту, спрятав за ширмой из кустарника так, чтобы обзор открылся только из определенной (заранее спланированной!) точки.

    Например, разместите сад камней за поворотом дорожки или у беседки для отдыха, отведите под каменистый сад кусочек патио. Человек, который гуляет по саду, должен неожиданно выйти к альпинарию и восхититься его красотой.

    Контраст издавна применяется дизайнерами для того, чтобы с помощью одного элемента подчеркнуть своеобразие другого. О колористическом контрасте и дополнительных цветах мы уже упоминали.

    Однако, кроме того, можно применить принцип контраста и для других изобразительных средств. Контраст в размерах может подчеркивать крупную деталь.

    Так, одно крупное растение (акцент), окруженное низкорослыми соседями, выглядит более эффектно. Мелкий гравий подчеркивает одиноко стоящий крупный камень, придает ему большую монументальность. Карликовые растения зрительно увеличивают альпинарий.

    Умение подобрать контрастирующие по размеру детали особенно важно в том случае, если у вас в распоряжении только небольшие камни и вы хотите «обыграть » каждый из них.

    Типичная ошибка начинающих дизайнеров — посадка крупных растений около камней или использование быстро разрастающихся почвопокровных растений. Камни будут скрыты листвой, а это недостаток для альпинария.

    Непосредственное соседство с крупными растениями возможно только в том случае, если растение никогда не сможет закрыть каменную глыбу.

    Интересен контраст в размерах при мульчировании. Мелким гравием и крупной щебенкой, мелким и крупным керамзитом можно создать зрительную границу между частями альпинария, где высажены растения разных размеров.

    Контраст в фактуре — еще один интересный прием, широко используемый в японском стиле сада камней. Так, сочетания окатанной гальки и щебня с острыми краями, щебня и керамзита выглядят очень эффектно.

    Контраст фактуры и контраст размера можно использовать одновременно. Колотый мелкий камень оттенит своеобразие гладких крупных валунов, а гладкая галька — вполне уместный фон для камней с острыми краями. Для растений можете применить контраст по форме.

    Виды с цельными и с рассеченными листьями хорошо смотрятся на фоне друг друга.

    Классическое сочетание — округлые листья хосты + разрезная листва астильбы, но возможны и другие варианты:
    бадан + пион узколистный;
    печеночница + флокс шиловидный;
    Черноголовка + молочай кипарисовый и т.д.

    Контрастны растения с опушенными и гладкими блестящими листьями (как у ясколки и тимьяна), широкой и узкой листвой (как у гвоздики и арабиса) и даже с различным направлением роста листьев (ирис и гемерокаллис).

    В отличие от контраста нюанс — едва уловимый переход — не подчеркивает, а позволяет спрятать какие- то детали. В то же время нюанс придает разнообразие однородной на первый взгляд композиции.

    К одной контрастной детали вы можете подобрать неоднородный фон похожих, но отличающихся в нюансах элементов. Так, вы можете использовать нюанс цвета, подбирая близкие по расцветке сорта одного и того же растения.

    Эффектно смотрятся две соседствующие площадки, засыпанные гравием серого цвета разного оттенка.

    Чтобы сгладить впечатление от массивности той или иной каменной глыбы, можно подобрать камни, плавно уменьшающиеся по размерам и т.д.

    Нюанс обычно применяют для тесно соседствующих деталей, чтобы их можно было легко сравнивать друг с другом. Если такие декоративные элементы заметно удалены друг от друга, то человек не удерживает зрительный образ, пока взгляд движется от одного элемента к другому, и такие части будут казаться однородными.

    Нюанс и контраст — два взаимно дополняющих приема. Гармоничный сад очень трудно построить только на нюансах или только на контрастах, поскольку взгляд человека, устав от одного, обязательно требует противоположного.

    Многих, возможно, удивит, что у альпинария (или у цветочной композиции) существует свой ритм. Ведь ритм создается движением, а садовый ландшафт неподвижен.

    Однако, прогуливаясь по дорожкам или переводя взгляд с одного элемента на другой, мы не? вольно создаем определенный ритм. Ритм композиции может быть монотонным, если вы расположили похожие декоративные элементы на одинаковом расстоянии.

    Этим приемом обычно пользуются, оформляя длинные дорожки. Обычно рекомендуют повторять похожие элементы не более семи раз, иначе ритм композиции становится слишком монотонным и скучным. ‘ Разбить монотонность позволяют детали, расположенные на разных расстояниях.

    Ритм, создаваемый одними элементами, может быть «вплетен » в ритм, создаваемый другими. Более того, можно спланировать изменение ритма по сезонам года. Частый ритм психологически сужает пространствво.

    Взгляд прикован к небольшому пространству, и человек чувствует себя более скованно.

    А далеко отстоящие друг от друга однородные детали невольно заставляют взгляд искать похожие элементы, от этого возникает ощущение простора, более широкого пространства, чем оно есть на самом деле.

    Самая трудная задача при устройстве альпинария — представить заранее, как он будет выглядеть в разные сезоны года.

    Растения можно разделить на две большие группы: декоративностабильные и декоративнолабильные. Декоративностабильные растения сохраняют привлекательность в течение всего сезона.

    Такие вечнозеленые растения, как карликовые формы ели и сосны, можжевельник, рододендроны Смирнова и катавбийский, вереск, эффектны в любое время года.

    Астильба, бадан, флокс шиловидный, молодила, седумы и многие другие растения эффектны не только во время цветения, но также до и после него. У них достаточно красивы форма и цвет листьев.

    Больше всего проблем возникает при использовании в альпинарии декоративнолабильных растений, которые хороши только в период цветения, затем листья отмирают или образуются малопривлекательные сухие плоды.

    Самый краткий период вегетации у мелколуковичных растений, листва которых исчезает уже в июне (пролески, галантус, крокус, хохлатки, анемона нежная и др.).

    Чуть дольше держится листва у нарциссов. Адонисы и многолетние маки после цветения и плодоношения тоже сбрасывают листву.

    Эти особенности предусмотрите заранее. Отмирающая листва одних растений должна быть скрыта за ширмой других или за крупными камнями.

    Неплохо зарекомендовали себя сочетания почвопокровных и луковичных, которые позволяют скрыть недостатки луковичных растений. Другой распространенный прием — использование декоративной мульчи, которая украсит грунт после отмирания листвы.

    Декоративнолабильные растения можно посадить за грядой камней так, чтобы во время цветения они были видны, а при отмирании их скрывали камни. Колокольчики, гвоздики,

    Черноголовка, зверобой, ирисы образуют сухие плоды. Продлить декоративный эффект можно регулярно срезая отцветшие стебли.

    У некоторых растений это вызывает повторное цветение. Планируйте альпинарий по месяцам, вооружившись информацией о примерных сроках цветения. В любое время года каменистый сад должен быть привлекательным и в меру красочным.

    Если время цветения растений не совпадает, то можете не обращать внимание на цветовые сочетания. Главное — разместить пятна одновременно цветущих растений правильно.

    Иногда в силу природных обстоятельств растения могут зацвести преждевременно или задержаться с цветением. Обычно отклонения не бывают больше двух недель.

    Поэтому некоторое значение имеет соседство растений, цветущих в близкие сроки.__ Учтите, что листва также появляется не одновременно. Часть растений выходит с зелеными листьями из-под снега (плющ, вереск, левизия, котиледон, иберис вечнозеленый). Таких должно быть не менее 30% в альпинарии.

    Другие начинают расти, как только пригреет солнце (парадизея, колокольчики). Третьи начинают вегетацию очень поздно (хоста, пионы, многие папоротники). Ранней весной вам придется некоторое время мириться с отсутствием ростков растений и голой землей.

    Иногда весенние ростки декоративны сами по себе (как у пиона Млокосевича), и тогда их желательно разместить в качестве акцента на альпийской горке.

    Не забудьте о растениях, украшающих альпинарий поздней осенью. Это могут быть продолжительно цветущие виды (маргаритка, фиалка альпийская), растения позднего срока цветения (астра новобельгийская, крокус прекрасный, безвременники).

    Неплохо смотрятся растения с декоративными плодами (физалис, воронец), но они, как правило, слишком крупны для альпийской горки. Кустарники с красивыми желтеющими или краснеющими листьями мало используют в альпинариях.

    Планировка альпинария по сезонам требует большого опыта и хорошего знания всех капризов растений.

    Если с первого раза какие-то сочетания растений вам не понравились, попробуйте рассадить их, присмотритесь, с какими соседями, цветущими в то же время, композиция будет смотреться более удачно, и на следующий год посадите растения по-новому.



  • Нравится
    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика