СуперСадовод
  • Формирование композиции

    Формирование композицииКак любое сложное по своей структуре образование, садовый участок является некоей композицией. Точнее, он ей может быть, а может и не быть, — все зависит от того, насколько полно он отвечает основным требованиям композиции.

    Главными чертами композиции являются ее цельность и структурированность. Все важные смысловые части композиции, с одной стороны, должны быть отделены друг от друга и иметь самостоятельную ценность, но с другой стороны, быть связанными между собой и с композиционным центром — некой частью композиции, которая привлекает к себе внимание сразу и безоговорочно.

    Вся композиция выстраивается вокруг этого центра. В саду композиционным центром может выступать искусственный водоем, каменистая горка или роскошный цветник.

    Все части композиции должны создавать определенное настроение, производить определенное, непротиворечивое, впечатление. А это возможно только в том случае, когда они «работают» в унисон.

    Если оркестранты начнут играть каждый свою мелодию, то концерт вряд ли состоится, и уж точно никто из слушателей не получит от такой «музыки» никакого удовольствия.

    Точно такая же ситуация и с садом: если каждый уголок сада «поет» о своем и по-своему, то весьма сомнительно, что вам захочется проводить в нем много времени.

    Еще один непростой для объяснения термин — «стиль». Обычно под стилем понимают устойчивую общность выразительных приемов и средств.

    Например, минималистический стиль легко определить по общему аскетизму, приглушенным цветам и небольшому количеству деталей.

    Наоборот, для барочного стиля характерна избыточность деталей, обилие золота и вычурность форм.

    Сад в деревенском стиле не спутать с японским садиком, а мавританский сад совсем не похож на классический сад эпохи Людовика XIV, именно потому, что для создания этих садов используются разные художественные приемы, разные формы, разные растения, разные цвета и даже разные принципы сочетания цветов.

    В первую очередь стиль садового участка определяется объективными факторами, в частности, особенностями рельефа, климатическими условиями, размерами участка, финансовыми возможностями, наличием или, наоборот, отсутствием художественного вкуса и профессиональных навыков у тех людей, которые будут заниматься созданием садовой композиции.

    С другой стороны, стиль сада отражает личные черты владельцев, их образ жизни и их интересы. Маловероятно, что любитель старины, трепетно относящийся к классическим канонам, захочет иметь минималистический сад, а поклонника хай-тека привлечет сад в деревенском стиле.

    Важно и то, для каких целей создается сад, чем планируется в нем заниматься. Если речь идет о подсобном хозяйстве, на котором можно выращивать овощи и фрукты, разводить домашних животных, то декоративный сад, скорее всего, будет иметь некий «огородный» оттенок.

    Если вы создаете место для отдыха, в данном случае лучшим решением будет мощенный внутренний дворик, зеленая лужайка, не требующий сложного ухода плавательный бассейн и летняя кухня или место, в котором можно будет установить мангал.

    Согласно фэн-шуй, чтобы превратить обычный участок земли в райский уголок, необходимы 4 вещи: определенность, разнообразие, тайна и пристанище.

    Определенность означает, что планировка сада должна помогать ориентироваться в нем. Разнообразие предполагает такую организацию пространства, при которой каждый уголок сада по-своему привлекателен и значим. Куда ни брось взгляд — везде ему радость и удовольствие!

    Под тайной подразумевается некая загадка, которую так и хочется разгадать. А пристанище — это особое место, где можно спрятаться от посторонних глаз и насладиться уединением.

    Создание такое сада требует огромного мастерства, так как приходится учитывать даже незначительные мелочи: оказавшись не на своем месте, они могут испортить общее впечатление от сада.

    Композиционной основой участка, организующей его пространство, нередко становятся деревья и высокие кустарники.

    Наибольшее значение для композиции сада имеет форма кроны, так как разная крона производит разное впечатление.

    Так, деревья с аккуратно подстриженной кроной геометрической формы выглядят слишком официальными, поэтому больше подойдут для регулярного сада.

    Наоборот, в садах пейзажного стиля лучше сажать деревья с поникающими или причудливо изогнутыми ветвями.

    Хорошо, если основу декоративного сада формируют вечнозеленые деревья и кустарники, декоративные достоинства которых становятся особенно заметными зимой, когда основная масса растений избавляется от листвы, демонстрируя голые стебли.

    Ландшафтные дизайнеры считают, что вечнозеленые растения должны составлять примерно две трети от всех растений на садовом участке. Иначе на сад, роскошный в летнее время, с наступление холодов нельзя будет взглянуть без слез.

    Желательно, чтобы с вечнозелеными деревьями соседствовали листопадные виды, а с декоративнолистными — декоративноцветущие, причем сроки цветения деревьев также необходимо учитывать при планировке декоративного сада.

    Если вы не можете решить, на каких деревьях остановить свой выбор, выбирайте хвойные — не пожалеете. Особенно растения, меняющие на протяжении года цвет хвои — такие как туя западная. Именно они будут задавать цветовую гамму сада в зимнее время.

    Визитной карточкой садового участка является ограда, установленная по его периметру. Если человека встречают по одежке, то садовый участок — по ограде.

    Ограда — это «витрина» вашего участка. Именно по ней прохожие судят об общем стиле сада, даже не заглянув в него. Конечно же, ограда может вводить в заблуждение относительно стиля сада, и в этом есть своя изюминка.

    Но чаще всего ограду выполняют в том же стиле, что и общий архитектурно-садовый ансамбль садового участка. О том, как будет выглядеть ограда, следует задуматься уже на этапе планирования участка.

    Определяющим в выборе ограждения является общий стиль участка, особенно размеры и внешний вид жилого дома.

    Легче всего общности ограды с прочими постройками и растительными посадками на садовом участке достичь, используя те же самые строительные материалы или ту же цветовую гамму.

    Труднее добиться единства путем использования различных материалов: в данном случае на первый план выступают такие стилеобразующие средства, как общее впечатление, рождаемое различными материалами, или умело построенный диалог между оградой и остальными постройками в саду.

    Со стороны оживленной улицы, а также вокруг большого участка, как правило, сооружают капитальную ограду высотой не менее 1,5 м.

    Для этого используют прочные строительные материалы типа кирпича, камня и бетона.

    При этом массивные ограды в регулярном стиле нередко декорируют всевозможными арками и нишами, в которых удобно разбить небольшие цветники.

    Опорные столбы ограды украшают каменными шарами, большими декоративными вазонами и скульптурами.

    Для регулярного сада можно порекомендовать живую изгородь из туи, барбариса или кизильника блестящего либо внушительную ограду из прочного материала (камня, кирпича, бетона) в сочетании с простыми чугунными, а, если позволяют средства, то и с ажурными коваными решетками. На ландшафтном участке органично будет смотреться изгородь из боярышника либо деревянный забор.

    Самый надежный, легкий в обслуживании, но и самый дорогой вариант ограды — это стена. Выглядеть она может по-разному — от аккуратной кирпичной ограды до живописной стенки из разновеликих камней с растениями между ними.

    Каменные ограды хороши как в натуральном виде, так и оштукатуренные. Заборы более просты в исполнении и дешевы, но и не настолько надежны, как массивные ограды.

    На участке, со всех сторон продуваемом ветрами, ограда не должна быть сплошной; в противном случае она будет создавать турбулентные потоки.

    По периметру такого участка лучше возвести ветропроницаемую, ажурную ограду или забор, которые, пропуская ветер, будут замедлять его скорость.

    Большую роль в декорировании ограждений играют растения. Их высаживают как у основания ограды (забора), так и непосредственно между каменными блоками.

    Старые, крошащиеся стены озеленять не рекомендуется, так как растения только ускорят процесс разрушения.

    А вот некрасивый забор, например, из сетки рабицы, сам напрашивается на озеленение: посадите рядом с таким забором вьющиеся растения: жимолость (каприфоль), виноград девичий или амурский, ломонос (клематис), плющ (для южных районов) — и у вас получится прекрасная живая изгородь.

    Заборы — конструкции, менее прочные, чем ограды, поэтому их возводят вокруг небольших участков или, что называется, с тыла.

    Их делают из недорогих материалов — металла и древесины. Незамысловатые заборы часто декорируют лианами и шпалерными культурами.

    Один из популярных приемов оформления садового участка, особенно территории, примыкающей к жилому дому, — это мощение.

    Собственно говоря, мощеная поверхность — это атрибут архитектуры, характерный для стран с теплым климатом. И дело не только в том, что всевозможные патио и внутренние дворики, выложенные плиткой или камнем, — характерная черта средиземноморского стиля.

    Есть у мощеной поверхности и сугубо утилитарное достоинство: она сохраняет ночную прохладу в дневное время суток и дневное тепло — ночью.

    В нашей климатической зоне господствующего демисезонья мощение ценно тем, что предотвращает распространение грязи в дождливую погоду.

    Для мощения обычно используют морозостойкие материалы, способные вынести большую механическую нагрузку — клинкер (дорожный кирпич), керамогранит, плиты из бетона и натурального камня.

    Что касается каменных плиток, то следует отдавать предпочтение породам местного происхождения или привезенным из северных регионов.

    Нельзя использовать мрамор и полированный гранит, так как в дождливую погоду они становятся скользкими.

    Для садового участка в ландшафтном стиле больше всего подойдет плитняк — каменные плиты различной формы и различного размера.

    Пиленые плиты органично смотрятся как в ландшафтном саду, так и в саду регулярного стиля. Все зависит от того, каким образом будет обработана лицевая поверхность плит.

    Но наиболее интересным с точки зрения выразительных возможностей является брусчатка — небольшие каменные бруски, из которых можно выложить настоящий каменный ковер. Именно брусчатку чаще всего используют для мощения в странах с суровыми климатическими условиями.

    При выборе варианта мощения следует ориентироваться на общее оформление садового участка и в первую очередь на стиль, в котором выполнен жилой дом.

    Хорошо, если рисунок мощения будет перекликаться с кладкой или декоративным оформлением здания. Для участка небольшого размера идеально подходит прямоугольное мощение без перевязки швов.

    При этом величина мощеной поверхности должна составлять не более 10% от размеров садового участка. Для мощения больших поверхностей рекомендуются такие схемы мощения как «плетение» и «полуплетение», а также сочетание нескольких рисунков мощения.

    Однородную мощеную поверхность можно разнообразить зеленью растений. Для этого достаточно пропустить пару-тройку блоков и на их место посадить какое-нибудь декоративное растение.

    Сама планировка садового участка должна помогать ориентироваться в нем, а система садовых дорожек должна быть устроена таким образом, чтобы легко и быстро добираться из одного уголка сада в другой.

    Это значит, что садовые дорожки должны связывать между собой функциональные зоны садового участка, а не быть хаотично разбросаны по нему.

    Внешний вид садовых дорожек определяется общим стилем садового участка. Их ширина и длина, а также строительный материал, из которого они изготовлены, зависят от их назначения.

    Самая широкая и основательная дорожка на садовом участке ведет от подъездных ворот к гаражу. Ее выкладывают из прочного материала — клинкера, бетона или асфальта.

    На участке небольшого размера будет органично смотреться гравийная или песчаная дорожка.

    Тропинки, ведущие в заброшенные уголки сада, не имеет смысла делать слишком широкими и прочными. В данном случае можно обойтись грунтовым или гравийным покрытием.

    Обратите внимание, что криволинейные дорожки смотрятся эффектнее прямолинейных, но с ними нужно быть осторожнее: избыток кривых линий рождает хаос!

    Садовые дорожки могут быть сплошными или прерывистыми (пошаговыми). Вдоль сплошных дорожек обычно располагают разнообразные цветники — бордюры, рабатки и миксбордеры.

    Зазоры между каменными плитами пошаговой дорожки заполняют галькой, обычной газонной травой или устойчивыми к вытаптыванию растениями (армерией, аценой, низкорослой гвоздикой, зорькой, иберией, камнеломкой, очитком, песчанкой, чабрецом, эрикой).

    Песчаниковые плиты хорошо смотрятся с лишайниками, которые образуют на каменной поверхности дорожек причудливый узор.

    Даже самые обычные садовые дорожки можно сделать оригинальными. Вот, например, измельченная древесная кора. Из нее может получиться очень неплохая садовая дорожка.

    Тем более, что достоинства этого материала не ограничиваются его эффектным внешним видом и богатой фактурой.

    Измельченная кора — отличное мульчирующее средство, которое долго сохраняет влагу в верхних слоях почвы и подавляет рост сорняков.

    Такая дорожка будет всегда оставаться сухой, а по мере разложения коры — обогащать почву гумусом. Вместо измельченной коры можно использовать и обычную солому.

    Эффект будет тот же. Главное — не занести вместе с высушенной травой семена полевых сорняков.

    Обратите внимание, что дорожки из измельченной коры или соломы больше подходят для сада ландшафтного стиля или, в крайнем случае, для отдаленных участков регулярного сада.

    Вокруг них не делают строгого бордюра, который в любом случае будет смотреться грубо. Вместо него лучше посадить стойкие к вытаптыванию стелющиеся растения.

    В качестве недорогого и интересного материала для оформления садового участка ландшафтные дизайнеры нередко предлагают обычные железнодорожные шпалы.

    Как ни удивительно, но шпалам на участке можно найти самое широкое применение, начиная с садовых дорожек и заканчивая подпорными стенками.

    Да и что удивительного?! Ведь по своей сути, железнодорожные шпалы — это обработанные пиломатериалы.

    Если вы думаете, что газон — это обязательно ковер аккуратно подстриженной зеленой травы, то вы ошибаетесь.

    Действительно, классический партерный газон представляет собой пресловутый зеленый ковер высотой не более 5 сантиметров.

    Делают такой газон из традиционных газонных трав — райграса пастбищного, мятлика лугового, овсяницы красной и пр.

    Ухаживать за ним тяжело, поэтому стоит семь раз подумать, прежде чем «один раз отрезать». Тем более что на классическом газоне огромное разнообразие газонов не заканчивается. Существуют еще:

    газон лугового типа из среднерослых трав с живописными вкраплениями дикорастущих цветов (василька или мака-самосейки);

    • декоративный газон из почвопокровных, стелющихся или просто низкорослых растений (адониса, астры итальянской, низкорослой гвоздики, барвинка, зверобоя);

    • «мавританский газон» из смеси зеленых трав с ароматно благоухающими цветущими растениями;

    • «розовый газон» из почвопокровных или плетистых роз.

    Ухаживать за такими газонами проще, при этом в красоте они нисколько не уступают своему каноническому собрату.

    Зеленый газон нередко служит фоном для цветников всех мастей и разновидностей, а также декоративных построек, садовой мебели и искусственных водоемов.

    На газоне лугового типа устраивают детскую площадку или зону отдыха. Иными словами, лучшего фона, чем газон, не найти. Ну, разве что — мощеная поверхность.

    И в том, и в другом случае образуется достаточно большое однородное покрытие, на котором эффектно смотрится практически любая вещь.

    Более того, если вы хотите к какому-то предмету, растению или цветочной композиции привлечь особое внимание, поместите их в центре газона, — и тогда они точно не останутся незамеченными.

    Решив устроить на газоне искусственный водоем, позаботьтесь о том, чтобы вокруг него был хороший бортик.

    Обычно борт по периметру водоема делают чуть ниже уровня газонной травы таким образом, чтобы он нависал над краем водоема примерно на 5 см. В противном случае у вас будут серьезные проблемы с уходом за газоном.

    В оформлении садовых участков активно используются контейнеры с декоративными растениями. Вот несколько вариантов классического расположения контейнеров:

    • в центре внутреннего дворик;

    • по периметру внутреннего дворика;

    • у входа в дом;

    • вдоль главных садовых дорожек;

    • на газоне.

    Если на садовом участке есть пруд или бассейн, то несколько контейнеров с компакт-
    ными растениями можно поставить вокруг водоема.

    Контейнеры с цветущими растениями эффектнее выглядят собранными в небольшие группы, в то время как крупные декоративнолистные растения больше выигрывают от одиночной посадки, особенно, если это штамбовые растения или пальмы.

    Вообще, при групповой посадке растения оказываются в лучшем положении, чем при одиночной. В условиях близкого соседства нескольких контейнеров образуется особый микроклимат с высокой влажностью воздуха и почвы, что особенно важно в жаркий летний период.

    Очень симпатично и эффектно выглядят штамбы — растения с ясно читаемым неветвящимся стволом и аккуратно подстриженной кроной, напоминающей гигантский «Чу-па-чупс».

    Великолепные штамбы дают вечнозеленые кустарники (самшит, бересклет, тис, падуб) и кустарники, цветущие крупными яркими цветками (например, розы).

    Для усиления эффекта в основание штамбов можно посадить какое-нибудь стелющееся или почвопокровное растение, работающее на контрасте.

    Вечнозеленые штамбы с блестящими кожистыми листьями, установленные по обе стороны от входной двери, создают атмосферу парадности.

    А чтобы крона штамбового растения была всегда безупречной, хотя бы раз в неделю необходимо поворачивать контейнер с растением противоположной стороной к солнечному свету.

    В контейнерном растении важно все — и растение, и контейнер. При выборе цветочного контейнера основное внимание уделяют его размерам, форме и декоративной отделке, ведь «лицо» контейнера — это его главное достоинство: оно должно органично вписаться в общий стиль сада и не вступать в конфликт ни с самим растением, ни с соседними контейнерами.

    Цветочный контейнер может быть выполнен практически из любого материала. Наибольшей популярностью пользуются дешевые пластиковые и более дорогие керамические контейнеры, однако и цветоводы-любители, и профессиональные дизайнеры активно используют в качестве контейнеров практически любые подходящие для этого емкости.

    Это может быть кусок керамической трубы и разрезанная пополам автомобильная покрышка, плетеная корзина и старая деревянная бочка…

    Композицию сада всегда можно дополнить садовой скульптурой: декоративными вазонами, красивыми керамическими сосудами, каменными статуями, яркими фигурками гномиков, игрушечными домиками.

    Для каждого стиля ландшафтного дизайна существуют свой набор характерных скульптур и декоративных элементов, по которому его легко идентифицировать.

    Для японского сад это каменные фонари, сосуд для омовения, фигурки восточных божеств и шиши-одоши — бамбуковое приспособление для отпугивания животных.

    Для голландского садика — миниатюрная мельница, тачка с цветами, мельничные жернова и прочие атрибуты голландского быта.

    Для сада в классическом французском стиле — псевдо-античные изваяния, каменные шары, огромные каменные амфоры и многоярусные фонтаны.

    Общее для всех стилей правило таково: садовой скульптуры не должно быть слишком много, так как ее основное назначение — расставить акценты.

    На садовом участке, в значительной мере принадлежащем миру природы, вполне закономерно встретить фигурки животных, птиц, пресмыкающихся и даже насекомых.

    Они могут стать той самой тайной, которая, по мнению специалистов фэн-шуй, так необходима гармоничному саду. Главное — поставить такую скульптуру на правильное место, где бы она смотрелась органично, как в естественных условиях обитания.

    Тогда иллюзия реальности получится особенно убедительной. Вот тут в полутени притаилась статуя ящерки с гибким бронзовым тельцем, а там, на большом валуне возле заросшего пруда, застыло изваяние лягушки.

    При беглом осмотре сада ни одну, ни другую можно не заметить, но, обнаружив их, поразишься, как долго они могли оставаться незамеченными.

    В конце концов, кто его знает, поселятся ли настоящие лягушки в вашем водоеме, зато насчет бронзовой квакши можно быть уверенным на все 100 процентов.

    Интересное дизайнерское решение — создание ландшафтной композиции, представляющей собой миниатюрную имитацию реального ландшафта.

    Ландшафтная композиция строится на основе миниатюрных растений и крошечных элементов ландшафта (водоемов, дорожек, холмов, гор), а также «игрушечных» строений, машин, лодок, фигурок людей и животных.

    Большинство элементов для ландшафтной композиции можно купить в игрушечном магазине (не забудьте привлечь к этому занятию своих детей!), остальное — в специализированных магазинах цветов и цветочных хозяйствах.

    При покупке игрушек учитывайте тот факт, что ваша композиция будет стоять на улице. То есть игрушки должны выдерживать агрессивное воздействие внешних факторов.

    Создание ландшафтной композиции — занятие кропотливое и продолжительное, а уход за ней требует, как минимум, большого терпения.

    И, тем не менее, игра стоит свеч, особенно, если размеры вашего участка не позволяют развернуться и реализовать все свои садоводческие амбиции.

    Для защиты овощных посадок от прожорливых птиц поставьте на садовом участке пугало. Именно так испокон веков поступали наши предки.

    Неизвестно, поможет это или нет, но вашим детям пугало, безусловно, понравится. Тем более, они охотно помогут вам в благородном деле создания пугала.

    А делают пугало следующим образом. Сбейте из двух шестов — длинного и короткого — крестовину, которая послужит основой для пугала.

    Насадите на вершину длинного шеста мешок, набитый соломой и стяните горло вокруг шеста проволокой. Нарисуйте на мешке лицо, а лучше позвольте это сделать вашему ребенку. Ему лучше знать, как должно выглядеть настоящее пугало!

    Привлеките детей и к подбору костюма, который легко создать из старых вещей. Набейте одежду соломой и перетяните веревкой или проволокой все отверстия, чтобы солома не высыпалась.

    Готовое пугало вбейте в землю. Время от времени пугало придется переставлять с места на место, а то и переодевать в новый костюм, так как птицы быстро привыкают к нему и перестают его бояться.

    Достаточно часто композиция садового участка строится вокруг искусственного водоема. Это может быть плавательный бассейн, дикий пруд с рыбками или горный ручей, — не столько важна форма, сколько сам факт присутствия водоема на участке.

    Впрочем, у водоема с движущейся водой больше шансов стать композиционным центром.

    Во-первых, вид перетекающей с камня на камень воды или водной струи, устремляющейся в небо, завораживает не меньше игры языков пламени.

    Во-вторых, водоем с движущейся водой необычайно красиво выглядит, да и проигнорировать его практически невозможно хотя бы из-за характерного звука.

    Наконец, это очень полезно для человеческой психики — проводить время рядом с движущейся водой. Психологи давно обратили внимание, что звук и вид бегущей воды обладает успокаивающим эффектом.

    В свою очередь, адепты фэн-шуй уверены, что движущаяся вода привлекает в дом богатство и благополучие. Не достаточно ли доводов для того, чтобы обзавестись собственным ручьем или хотя бы фонтаном?!

    Возникшие как результат необходимости преодолевать естественные преграды, мостики достаточно быстро обзавелись весомой эстетической составляющей.

    Дело дошло до того, что иногда то, насколько эффектно мостик выглядит со стороны, важнее того, можно ли по нему перебраться на другой берег.

    И действительно, внешний вид для мостика имеет далеко не последнее значение. При этом важно, чтобы он хорошо смотрелся сразу с нескольких ракурсов — главным образом, с тех точек обзора, где чаще всего бывают люди (окон жилого дома, зоны отдыха, площадки для игр и т.п.).

    Стиль мостика должен соответствовать стилю прочих декоративных построек на садовом участке, а также стилю садовых дорожек.

    Иногда достаточно использовать те же строительные материалы, чтобы вписать мостик в общий архитектурный ансамбль участка.

    Даже мостик, наскоро сделанный из поваленного ствола, будет выглядеть эффектно, если окажется на своем месте.

    Как и прочие элементы сада, осветительные приборы должны быть увязаны с общим стилем загородной резиденции.

    И если ночью оформление светильников не имеет никакого значения — важнее их расположение и цвет плафона, — то при свете дня осветительные приборы превращаются в декоративный элемент ландшафта, внешний вид которого приобретает первостепенный смысл.

    Странно увидеть корабельные фонари на участке в стиле модерн; не менее нелепо будут выглядеть модерновые светильники в незамысловатом антураже «а ля кампань».

    Впрочем, не стоит излишне увлекаться декоративными достоинствами светильников и забывать об их основной функции — рассеивать мглу.

    В конце концов, осветительные приборы на садовом участке не роскошь, а средство первой необходимости. Поэтому при выборе светильников основное внимание обращают на их технические характеристики.

    Размещают осветительные приборы в стратегически важных местах, там, где они действительно необходимы — вдоль садовых дорожек, по периметру внутреннего дворика, перед входом в дом, возле моста.



  • Нравится
    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика