СуперСадовод
  • Лыжный туризм

    Первая помощь в походахОсновные опасности в лыжном туризме связаны с перенесением низких температур, с неожиданностью возникновения неблагоприятных погодных условий (пурга, метель), с возможностью схода лавин, с особенностями организации ночлега в полевых условиях.

    Однако при правильной физической и тактической подготовке, соблюдении определенных правил любой, даже самый сложный поход становится действительно безопасным.

    Порядок движения. Главнейшая заповедь туристов-лыжников — направляющий и замыкающий обязательно должны находиться в пределах видимости друг друга.

    Это — как минимум, ибо даже соблюдение такого условия еще не гарантирует безопасности. Ведь на открытой равнине пределы видимости могут измеряться чуть ли на километрами, а именно на открытых местах наиболее вероятны внезапные метели, резко сокращающие, видимость.

    Поэтому группа не должна быть растянута не только на километр, но даже на сотни метров.

    Руководителю ни при каких условиях не следует допускать разбивки группы. Иногда кажется, что предстоящий путь совершенно безопасен, заблудиться невозможно, перемены погоды не ожидается, и туристы по двое-трое выходят на маршрут.

    Такая ситуация должна быть исключена во всех походах любой категории сложности. В противном случае возможны несчастные случаи.

    Часто на маршруте возникает необходимость провести разведку какого-то участка. Однако, какой бы по длительности она ни предполагалась — час или полдня, — следует отправлять не менее двух, а лучше трех самых опытных участников.

    И непременно снаряжать их палаткой, спальными мешками и продуктами на 2—3 дня.

    Пурга. Даже самая неожиданная пурга предупреждает о своем приближении. Зная признаки перемены погоды, можно выиграть время для принятия экстренных мер.

    Если на чистом горизонте вдруг появилось темное облачко и, быстро приближаясь, Не менее быстро разрастается, значит, до начала пурги около часа или двух.

    Если горизонт не настолько чист, чтобы на нем можно было «прочитать» приближение метели, но в спокойный воздух вдруг начинают врываться сильные порывы ветра, то уже через полчаса можно ожидать начала серьезной непогоды.

    Когда внезапно возникает поземка, надо немедленно искать укрытие, ибо через десять минут уже может накрыть пурга (хотя, конечно, поземка иногда, продолжается час и более, но рисковать в таких случая» не стоит).

    Группа, попавшая в пургу, должна обязательно держаться вместе. Если точно известно что недалеко имеется укрытие (например, лес), надо пытаться пройти к нему.

    При этом непременно следует идти в связке (направляющий и замыкающий привязывают к себе веревку, которая пропускается через лямку рюкзака каждого участника).

    В тех случаях, когда укрытия поблизости нет, необходимо немедленно, пока не наступила холодовая усталость, остановиться и начать устройство бивака.

    При этом важно, чтобы работой были заняты абсолютно все участники, так как бездеятельная остановка — первый шаг к несчастью.

    Пусть часть людей строит снежную стенку; строить стенку всей группой нецелесообразно, так как при большом количестве участников они будут мешать друг другу.

    Остальные, не дожидаясь результатов их труда, ставят палатку, несмотря на то, что ее установка на ветру гораздо сложнее, чем за стенкой.

    Движение на спуске. Даже на самом равнинном маршруте обязательно попадаются подъемы и спуски. Любой, спуск таит в себе опасности, если не соблюдать некоторых определенных правил.

    Во-первых, перед спуском надо освободить руки от темляков палок, во-вторых, необходимо постоянно следить за тем, чтобы при спуске палки никогда не опережали ноги.

    В противном случае при любом непроизвольном взмахе рукой (для удержания равновесия, например) лыжная палка, оказавшись впереди владельца, может ткнуться острым концом в склон, сугроб, куст (или в любой другой неожиданный предмет), а сам лыжник может наткнуться на другой ее конец грудью (в худшем варианте животом). В результате возможны тяжелые травмы.

    Следует помнить, что на длинных необкатанных склонах не только нельзя разгоняться, наоборот, надо постоянно притормаживать.

    Как бы легко ни шли лыжи (даже, казалось бы, по неглубокому и безопасному снегу или по запорошенному насту), где-нибудь обязательно снежная целина прикрывает камень или корягу, которые также могут привести к травме.

    Спускаться по длинному склону надо не поперек его, а вдоль, с периодической сменой направлений (то есть склон должен быть то справа, то слева от лыжника).

    При этом очень удобен и безопасен такой прием: лыжные палки складывают вместе и берут в обе руки (наподобие ледоруба) так, чтобы острые концы палок касались склона выше задников лыж.

    Таким образом легко осуществляется торможение палками, резко возрастает устойчивость лыжника.

    Лавиноопасные склоны. Старый снег состоит обычно из слоев самого различного характера. В глубине такого пласта может оказаться слой рыхлого, рассыпчатого снега, состоящего из мелких ледяных (или почти ледяных) кристалликов, здесь сцепление настолько слабо, что лавина может быть вызвана не только продавливанием вышележащего слоя, но даже громким звуком.

    При выходе на такой снег можно почувствовать, как огромный пласт как бы проседает под ногами с характерным громким вздохом. Это предупреждение, которым нельзя пренебрегать.

    Из снега, переносимого ветром, на подветренной стороне склона часто образуются различные наддувы, в том числе так называемые карнизы, которые, как правило, очень слабо держатся на склоне и от любого сотрясения (даже громкого звука) готовы рухнуть, увлекая за собой снег со склона. Поэтому, если на твердом насте лежит рыхлый сухой снег, выходить на него не следует.

    Перед выходом на лавиноопасный склон надо, как уже говорилось, сначала выставить наблюдателя в безопасном месте, для того чтобы вовремя был подан сигнал в случае схода лавины.

    Все участники должны; распустить лавинные шнуры, вынуть руки из темляков палок, ослабить лямки рюкзаков (или вообще нести рюкзак на одной лямке), ослабить лыжные крепления. Опасные участки следует проходить с большой дистанцией — 100 м и более.

    Очень важно, чтобы у каждого участника имелись щупы-зонды и лавинные лопатки или металлические пластинки.

    Зонды могут быть составлены из дюралевых трубок или собираться из специально переделанных лыжных палок.

    К этому надо относиться, серьезно — возможны случаи, когда все лавинное снаряжение окажется утех, кто засыпан лавиной, те же, кто останутся наверху, не смогут оказать своевременную помощь пострадавшим.

    Движение по замерзшим рекам. Довольно часто в таежных походах приходится двигаться по замерзшим рекам — так быстрее, да и проще ориентироваться.

    Однако нельзя забывать о мерах предосторожности. Иногда на реках попадаются полыньи, но они обычно заметны — надо быть просто внимательными.

    Часто поверх льда, но под снегом, растекается тонкий слой воды, такие места можно обнаружить по более темному оттенку снега.

    Во многих случаях по такому снегу удается пройти, не замочив лыж, при этом каждый участник прокладывает свою лыжню и преодолевает опасное место как можно быстрее.

    На реках дистанция между участниками должна быть несколько больше, чем обычно, а на сомнительных участках направляющий должен идти на страховке.

    По-настоящему опасным бывает прибрежный лед, часто заметно отличающийся от «фарватерного». Как правило, это бывает на быстрых реках в местах сужений, у сравнительно крутых берегов.

    Такой лед представляет собой несколько тонких корочек, разделённых слоями воздуха. У берега корочки могут находиться на довольно-таки большом расстоянии друг от друга. По мере удаления от берега они сближаются, переходя в монолитный надежный лед.

    Иногда такой многослойный лед можно угадать по тому, что его уровень у берега намного выше, чем в двух-трех (и даже, более) метрах к середине реки.

    Таких мест надо опасаться, особенно при съезде с берега на реку, так как выбраться из этих ледяных слоев часто бывает очень затруднительно — расстояние от верхнего до нижнего слоя может достигать 1—1,5 м.

    Если кто-то из участников провалился под лед, к нему на помощь не должна бросаться вся группа — лед может не выдержать.

    Кому-то одному следует подползти как можно ближе к потерпевшему и постараться кинуть ему веревку или сцепленные друг с другом лыжные палки или лыжу.

    Аналогичных опасностей надо ожидать и при движении по озерам. Здесь, однако, добавляется еще один фактор риска — ветер. При ветреной, даже не очень холодной погоде часты отморожения. Поэтому необходимо пользоваться противоветровой маской.

    Организация биваков. Прежде всего надо взять себе за правило останавливаться на ночевку засветло. Лишь при выполнении такого условия можно гарантировать выбор безопасного места для бивака.

    Иначе бивак может оказаться в лавиноопасном месте. Поэтому совершенно необходимо заранее планировать рабочий день так, чтобы преодолевать опасные участки до темноты.

    В самом крайнем случае, если группа вынуждена остановиться на ночлег в темноте из-за того, что уже само движение без видимости по незнакомым склонам или даже по долине небезопасно, необходимо как можно раньше — едва рассветет — уйти с места ночлега в ту сторону, где менее опасно.

    Только попав в достаточно безопасное место, можно остановиться и организовать разведку для нахождения правильного пути.



  • Нравится
    КомментарииОставьте свой
    1. Я лыжник со стажем, в статье всё верно написано, можно применять на практике, вот только картинка к статье, совсем не зимняя-не лыжная)))

    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика