СуперСадовод
  • Велосипедный туризм

    Первая помощь в походахСпецифика возможных опасностей в велосипедном туризме связана прежде всего с характером транспортного средства.

    Система «человек—велосипед», имеющая только две точки опоры, в статическом состоянии крайне неустойчива. С увеличением скорости на ровной дороге с сухим, твердым покрытием устойчивость ее заметно повышается.

    Однако реальные дороги имеют множество дефектов и препятствий. Они могут быть мокрыми и обледеневшими, что резко уменьшает сцепление колес с покрытием.

    Часто дороги вообще не имеют никакого покрытия. Все это способствует возможности потери устойчивости и, как следствие, приводит к падению.

    Борьба с травматизмом в велотуризме должна быть в первую очередь направлена на предупреждение падений.

    С этой точки зрения трудно переоценить важность качественной предпоходной технической подготовки велосипеда, оснащения его необходимыми элементами, обеспечивающими безопасность движения.

    Очень важны уход и наблюдение за машиной на маршруте, ее своевременный профилактический ремонт.

    Большое значение имеют умение велотуриста управлять своим транспортным средством, владение техническими приемами преодоления естественных препятствий, соблюдение Правил дорожного движения, грамотные тактические действия всей группы.

    Организация движения. Участники похода должны двигаться друг за другом плотной группой в одну колонну, соблюдая оптимальную дистанцию.

    Направляющим едет руководитель или назначенный им велотурист. Замыкающий также назначается руководителем. Чаще всего это механик, санитар или наиболее опытный и сильный участник.

    Направляющий задает оптимальный для всей группы темп движения, указывает на приближающиеся препятствия на дороге справа и слева. Замыкающий никогда и никого не должен оставлять позади себя.

    Желательно, чтобы направляющий и замыкающий были одеты в яркую одежду (красную, оранжевую) или имели на спине крупные нашивки (красный круг или знак «Прочие опасности» из Правил дорожного движения).

    Оптимальная дистанция при движении по ровной дороге составляет 2—5 м. В зависимости от дорожных и погодных условий она сокращается или увеличивается.

    Например, при движении против ветра, в тумане она должна равняться 0,5—2 м, а на спусках — 5—10 м, иногда 20—50 м.

    Важную роль в профилактике утомляемости играет выбор оптимальной скорости движения, посильной самому слабому участнику в группе.

    Скорость движения должна быть по возможности равномерной, без резких ускорений и замедлений. При выборе ее необходимо учитывать препятствия на маршруте, рельеф, метеорологические условия, состояние здоровья участников и т. д.

    В многодневном походе движение ежедневно рекомендуется начинать в замедленном темпе, чтобы дать возможность организму вработаться.

    От перехода к переходу темп движения нужно постепенно увеличивать. В то же время скорость движения должна возрастать и к концу каждого перехода, а за 3—5 минут до привала прийти к начальной, чтобы пульс стал ближе к норме. Последний переход (в конце дня) надо выполнять в несколько замедленном темпе.

    Для выравнивания утомляемости всех участников путешествия перевозимый груз следует распределить, учитывая силы каждого. К началу похода физические возможности каждого его участника должны быть известны.

    С появлением признаков усталости целесообразно изменить темп, пройти небольшой участок пути пешком, ведя велосипеды рядом.

    Отдых на привале не должен быть пассивным, расслабляющим, после которого требуется время для мобилизации сил.

    При появлении первых признаков усталости нужно съесть несколько кусочков сахара и драже с витамином С или несколько таблеток глюкозы с витамином С и запить питательной смесью.

    В качестве питательной смеси могут быть использованы соки, фруктово-ягодные настои, напитки, компоты, морсы и т. п., заливаемые во фляги.

    На велосипеде недопустимо ездить в болезненном или сильно утомленном состоянии, сразу же после обильной еды или будучи голодным.

    Так как путешествия на велосипеде в большинстве случаев связаны с интенсивным движением автотранспорта, к велотуристам предъявляются особенно строгие требования по соблюдению правил дорожного движения и дисциплины на маршруте. Именно недисциплинированность — наиболее распространенная причина травматизма в велотуризме.

    Руководители групп, несущие персональную ответственность за обеспечение безопасности, обязаны бороться с любыми проявлениями недисциплинированности и лихачества.

    Категорически должны быть запрещены выезды из колонны, ее обгон или самовольные отставания, езда, при которой не держатся руками за руль, проезд с ходу опасных препятствий и т. п.

    Велосипеды участников рекомендуется оснастить красными флажками, укрепленными сзади и горизонтально на багажнике с таким расчетом, чтобы флажок выступал слева на 30—50 см за габарит велосипедам.

    Эта простая мера предосторожности заметно повышает внимание водителей обгоняющего и встречного авто- и мототранспорта.

    Падения. Являются чаще всего непосредственной причиной травматизма (имеются в виду травмы, связанные только с велосипедным движением).

    Основные причины потери равновесия (падения) следующие: недостаточное сцепление колес велосипеда с поверхностью дороги; столкновения с неподвижными и подвижными объектами; неожиданное появление перед движущимся велосипедом препятствий на дороге и наезд на них; погрешности в технике торможения при преодолении крутых поворотов и различного рода препятствий; превышение безопасной скорости и порядка движения; нарушения правил дорожного движения.

    Обычно с ухудшением качества дороги, метеоусловий, с усложнением рельефа местности вероятность падения увеличивается.

    Однако ослабление внимания на «легких» участках может повлечь наезд на впереди едущего товарища из-за несоблюдения оптимальной дистанции, что бывает частой причиной падения у недисциплинированных и малоопытных велотуристов.

    При этом на достаточно высокой скорости происходит практически мгновенное падение заднего велосипедиста из-за резкого неконтролируемого поворота направляющего (переднего) колеса велосипеда.

    Характерными травмами, происходящими в результате падения, являются обширные ссадины, ушибы и ушибленно-рваные раны на конечностях, растяжения связок, вывихи.

    В более тяжелых случаях возможны черепно-мозговые травмы (при ударе головой о твердый предмет), переломы костей. О мерах медицинской помощи будет рассказано в соответствующих разделах книги.

    Важнейшую роль в предотвращении падения играют хорошо отрегулированные надежнее тормоза. Их должно быть не менее двух.

    Как исключение допускается один тормоз при путешествиях на дорожном велосипеде по равнинной и слабопересеченной местности.

    Перед каждым затяжным спуском, в горном районе в обязательном порядке необходимо проверять действие тормозов — их крепление, состояние тросиков, резиновых колодок.

    Не допускаются вздутия, на покрышке переднего колеса велосипеда, так как возможный разрыв ее во время движения приведет к неожиданному падению и тяжелой травме.

    При появлений вздутия, покрышку нужно немедленно заменить новой или временно поменять местами с задней.

    При езде по мокрому асфальту, особенно в местах, где есть пятна масла, опасность падения становится вполне реальной.

    На этих участках нужно плавно уменьшить скорость, избегать резких торможений, особенно передним тормозом.

    При поворотах на большой скорости тело велосипедиста должно находиться в. одной плоскости с велосипедом под острым углом к дороге в сторону поворота, однако на мокрой дороге наклон не должен быть чрезмерным.

    Особенно высокого мастерства управления велосипедом требуют в сырую погоду твердые глинистые дороги.

    Даже небольшие наклоны поверхности дороги, поперек движения приводят к соскальзыванию колес. Если соскальзывание заднего колеса не очень опасно (для умеющего хорошо держать равновесие), то соскальзывание переднего колеса часто приводит к падениям.

    Во избежание этого надо стремиться ехать либо по верхнему гребню дороги (он суше), либо по самой низкой ее продольной впадине (здесь, правда, грязь и вода, но соскользнуть некуда).

    Исключительное значение имеет умение велотуриста правильно падать. Владение техникой падения позволяет в большинстве случаев избежать тяжелых травм. Техника падения не сложна, но требует четкости и автоматизма при выполнении, хорошей реакции.

    Суть ее в следующем: как только велотурист почувствовал, что начинает падать, он должен мгновенно откинуть ногу в сторону предполагаемого падения как можно дальше от велосипеда, перенести вторую ногу через руль падающего (или упавшего) набок велосипеда и встать на обе ноги.

    При этом по инерции он делает несколько шагов вперед. Технику падения лучше всего тренировать зимой при езде по плотно укатанной (но не ледяной) снежной площадке или тропе.

    Выполнению этого приема в значительной мере мешают туклипсы на педалях, применяемые многими велотуристами для повышения эффективности педалирования. Поэтому в сложных походах туклипсы использовать не рекомендуется.

    Потертости. Растяжения связок. Потертости внутренних поверхностей бедер, промежности, ладоней рук, стоп ног, растяжения связочного аппарата нижних конечностей — наиболее распространенные травмы в велотуризме.

    Потертости чаще всего возникают при недостатках в технике педалирования (движения по седлу вперед—назад и вправо—влево), неправильной регулировке высоты седла, неправильном выборе или плохой подгонке одежды, недостаточной специальной тренированности велотуриста.

    Во избежание потертостей при езде на велосипеде нужно надевать велотрусы и хорошо подогнанные брюки. Если таких трусов нет, можно использовать трикотажные или хлопчатобумажные, надевая их наизнанку (швами наружу).

    Не следует ездить в очень узких и коротких легкоатлетических трусах. Нельзя ездить в мокрых после купания трусах. В этом случае потертости образуются чрезвычайно быстро и к тому же портится седло.

    Ноги у велосипедиста потеют больше, чем у пешехода, поэтому за их состоянием нужно постоянно следить, ежедневно мыть, чтобы избежать потертостей стоп, болезненных ощущений при опрелости между пальцами (образуются очень болезненные трещины). В дороге ни в коем случае нельзя надевать обувь на босу ногу.

    Для профилактики потертостей стоп лучше надевать толстые хлопчатобумажные или шерстяные носки (по погоде), причем менять и стирать их нужно как можно чаще.

    Переноска велосипеда. В сложных велопоходах при преодолении бездорожья, особенно в горных районах, нередко приходится переносить велосипед на себе.

    При этом нельзя переносить велосипед на шее, так как падение из-за потери равновесия (скольжение, попадание подвижных камней под ноги) может привести к тяжелым травмам от удара о детали велосипеда и от невозможности скоординировать свои движения.

    При переноске велосипеда нужно освободить багажник от перевозимого груза, велосипед уложить горизонтальной трубой рамы на плечо и одной рукой придерживать ее переднюю наклонную трубу, а второй — руль.

    Преодоление водных преград. Иногда в велопоходах приходится преодолевать небольшие водные преграды (ручьи, речки).

    Опасно переезжать их с ходу, даже если препятствие кажется неглубоким. Небольшие водные потоки при отсутствии мостов форсируют вброд.

    На дне их (особенно в используемых местным населением) могут быть осколки стекла, консервные банки, острые камни и т. д. Во избежание порезов ног броды следует преодолевать только в обуви.



  • Нравится
    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика