СуперСадовод
  • Уже 5000 лет назад в Швеции использовали удобрения

30.04.2013

Уже 5000 лет назад в Швеции использовали удобренияИсследователи из Университета Гетеборга, Швеция, много лет изучали останки общины каменного века в Karleby неподалёку от города Фальчёпинг, Швеция. В частности учёные пытаются определить элементы рациона населявших эту местность древних людей.

В настоящее время они ищут доказательства того, что уже в скандинавском каменном веке использовались удобрения, и результаты первых анализов пока что подтверждают эту гипотезу.

Используя сохранившиеся остатки зерна и других растений в сочетании с продвинутыми методами анализа, двое исследователей и археологов, Тони Аксельсон и Карл-Горан Сйогрен, смогли определить элементы рациона своих предков из каменного века.

– Нашей первой задачей было найти так называемые макроскопические органические остатки, например, старые семена сорняков или фрагменты зёрен.

Проанализировав макроостатки, мы смогли многое узнать о том, как в каменном веке велось хозяйства, и насколько важно было сельское хозяйство в соотношении с разведением скота, – объясняет Тони Аксельсон.

Другой целью данного исследования был сбор окаменевшего материала животного происхождения – или, проще говоря, остатков пищи, которым уже приблизительно около 5000 лет.

Исследователи уверены, что в этом месте можно найти окаменелости, оставшиеся от крупного рогатого скота, свиней и овец.

– Изучая уровни изотопов в костях, мы можем, например, узнать, где были выращены животные, что в свою очередь позволит нам получить важную информацию об их роли в торговле, – сообщает Карл-Горан Сйогрен.

Учёные уже представили вниманию широкой публики результаты первых анализов зерна. Помимо того факта, что, как выяснилось, и ячмень, и пшеница выращивались непосредственно в этой местности, в них был обнаружен повышенный уровень изотопа N15 (азот 15).

Такой уровень изотопов может указывать на то, что уже 5000 лет назад в Karleby использовались удобрения.

Мы будем продолжать наши исследования, как на раскопках, так и в лаборатории, и надеемся обнаружить ещё больше макроостатков. Надеюсь, нам удастся найти какие-нибудь семена сорняков, ведь они позволят нам подтвердить факт использования удобрений, так как тип найденных в поле сорняков может сигнализировать о том, использовали ли древние люди удобрения или какие-то другие методы, – признаётся Тони Аксельсон.

• Нравится