СуперСадовод
  • С чего начать?

    С чего начать?Каждый раз, приступая к планированию цветника, нужно иметь хоть какую-то отправ­ную точку. Это может быть пожелание заказчика иметь в саду яркое пятно или определенные цветы: розы, пионы, лилии и прочее. Часто на новом участке люди мечтают иметь отголосок своей старой дачи, переносят уже взрослые растения или просят посадить то, что уже знакомо. Вообще, новизны боятся, именно поэтому злаки так трудно приживаются в наших садах.

    Просматривая каталоги и книги по садовому дизайну, мы вместе с клиен­том подходим к началу работы — приблизительному списку растений: что хочется а,  самое главное, чего не хочется. Затем определяется место для цветников, хотя правильнее сразу наметить положение цветников на генеральном плане, опреде­ляя, для чего они нужны именно здесь, откуда их будут обозревать, в какое время года и время дня они будут наиболее декоративны, какие впечатления хочет получить заказчик от этого места в саду.

    Но очень часто делают цветники, когда все остальное на участке уже посажено. В этом случае помогают так называемый дух места, определенная аура участка и, конечно, поставленные задачи, которые нужно решить с помощью создания композиции.

    Если есть хороший фон — на этот фон «накладываются» цветники, если фона нет, но есть горячее желание иметь определенные растения — под эти растения «клеим обои».

    Если есть что-то оригинальное, выдающее­ся, способное стать центром композиции, под него подбирают все остальное — как, например, произошло с дереном очередно­листным (Cornus alternifolia) в композиции «Кленовый лес». Изначально была «кап­ля» — так мы сразу прозвали будущую островную клумбу. Также нужно было загородить соседний дом, посадить злаки, сделать осенне-зимнюю композицию, т.к. хозяева эти времена года любят больше всего. Клены, дерен белый «Sibirica» и дерен отпрысковый «Flaviramia» являются составной частью леса, но цент­ром, доминантой стал именно очередно­листный дерен — и сразу все сложилось. Даже в молодой композиции, сразу после посадки, он задал тон и обратил на себя внимание. Больше всего повезло соседям, которые могут любоваться этим красавцем с высоты второго этажа.

    Если вы храните в памяти понравивше­еся сочетание, оно вполне может явиться толчком для создания вашего цветника. Сочетание может быть мимолетным, недолгим, но очень впечатляющим, и вы не найдете себе места, пока не включите его в свой цветник. Хосты, луки и незабудки в «русской» аллее у Джуди Пирс, амсония и щучка в двойном бордюре, сделанном Питом Оудольфом в Висли, мускари, анхуза и луки в конце мая в саду Клода Моне… К этим понравившимся сочетани­ям всегда добавляют что-то новенькое, стараясь не повторяться.

    Если есть красивый вид за пределами участка, нужно всеми силами попытаться обратить на него внимание зрителей, например включить этот вид в композицию или сделать двойной бордюр, дорожка которого приведет их к цели.

    Часто, наоборот, бывает нужно закрыть какой-то вид. В этом случае может помочь островная клумба с сердцевиной из кустарников. Прием, который очень часто используют, — живая изгородь, по сторо­нам которой располагаются разные по настроению цветники.

    Одним из самых распространенных мест для создания цветников являются полосы вдоль дорожек. В этом случае лучше, когда растения чуть вывалива­ются на дорожку, размывая строгие контуры. Но нужно помнить о ширине дорожки: на очень узких тропинках вы не можете себе такого позволить.

    Растения, высаженные вдоль дорожки, могут сильно различаться по высоте. Классические представления о том, что сначала сажаются более низкие, затем высокие, ушли навсегда. Не нужно бояться большого перепада высот между соседями, это, наоборот, привнесет в цветник привлекательность и непринужденность. Кроме того, нужно иметь в виду покрытие дорожки, если оно уже существует, или планировать его вместе с цветником на стадии проекта. Как показал опыт Гертруды Джекилл, мелочей в работе нет, каждая деталь, каждый цветок играет свою роль.

    Если нужно укрепить склон или заса­дить овраг, то во главу угла становится знание ассортимента, и иной раз нужно пожертвовать красотой, подумав о прак­тичности: насколько хорошо растения будут удерживать почву; как быстро они разрастутся; какова их стоимость, чтобы этот самый склон не превратился в «золо­той»; и как за всем этим потом ухаживать. Но не стоит бояться. Чаще всего все получается и почвопокровные растения становятся не только укреплением, но и украшением склона, как произошло, например, при укреплении южного склона на одном из участков площадью 270 м2. Герани, щучки, дерены, можжевельники, живучки…

    По плану предусматривалась скумпия кожевенная, но в последний момент в питомнике на глаза попалась спирея японская «Macrophylla», и выбор был сделан. Теперь это сочетание отлично украшает вышеупомянутый склон и не раз применялось для других склонов с други­ми соседями.

    Если нужно обыграть какое-то время года, например зиму, то вам на помощь могут прийти структурные и архитектур­ные растения, не боящиеся снегопадов. Многие из них от инея и наледи становят­ся еще краше. Вероникаструмы и мордовники, мискантусы и посконники, копны спирей и строгие бордюры из кизильника, яркие рябины и ажурные терны — наша зима не так скучна, как кажется. В каждом сезоне есть свои «звездные» растения, которые и будут центром компози­ции. Не поленитесь, сходите зимой в ботанический сад и в лес, вам откроется много нового и неожиданного, и знакомые растения покажут себя с новой стороны.

    Иной раз началом начал может быть запах — например, при планировании сада ароматов. Или когда хочется обыграть растения, уже имеющиеся в саду: напри­мер, создать вокруг группы хвойных вересковый сад или «прислонить» к имеющемуся плодовому саду декоративные сливы, яблони и вишни.

    Исходные условия и пожелания всегда разные, и, проведя, подготовительные работы по изучению растений, посетив садовые центры, ботанические сады, выставки и участки своих знакомых, определив, что же на самом деле вы хотите получить от цветника, выбрав тематичес­кое растение и место для цветника, оценю сезонное развитие, вооружившись справочниками, каталогами и списком растений, можно наконец приступать к планированию.

    Вы сразу должны определить, растения какого размера будете сажать: молодые кустарники и деревья или взрослые экземпляры? От этого будет зависеть план вашего цветника, т.к. травянистые многолетники дадут желаемый эффект на следующий год после посадки, и цвет­ник будет вас радовать, пока деревья и кустарники подрастают. Затем что-то из посаженного придется удалить, чуть изменив идею. Хотя Гертруда Джекилл предупреждала, что цветник из многолетников не создается за один год. Садовод всегда торопится выиграть у времени, погоды и даже климата.

    Ошибки при планировании и посадке растений неизбежны, никакие книжные знания не помогут, пока вы наяву не познакомитесь с каждым растением, которое планируете посадить в свой цветник.

    Поэтому опытные садоводы сначала высаживают незнакомые виды и сорта в так называемую «школку», наблюдают за ростом и развитием предпо­лагаемых кандидатов, оценивают степень их надежности, и лишь потом «счастлив­чики» получают постоянную прописку в композициях.

    Очень трудно угадать высоту новых сортов, часто сведения в каталогах не совпадают с реальностью, поэтому лучше всего помогает собственный опыт, который, по выражению Тристана Бернара, «отнюдь не мешает нам повторить прежнюю глупость, но мешает получить от нее прежнее удовольствие».

    Автор Татьяна Койсман http://www.koysmanbook.com



  • Нравится
    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика