СуперСадовод
  • Открытый бордюр

    Открытый бордюрСледующим шагом вперед стали откры­тые бордюры. Главная их особен­ность — отсутствие четких границ, решимость отдать под цветник как можно больше места и ограничить власть газона. Особенно важное значение здесь приобре­тают умелое вкрапление тропинок в пространство цветника, организация небольшого перепада высот, а самое главное — правильное применение концепции «расширенной природы», использование природных и декоратив­ных растений вместе для продления сезона декоративности.

    В открытых бордюрах понятие ритма актуально, как нигде. Такие бордюры славятся сочетанием растений. Их автору нужно решить сразу две задачи: организовать работу и на «макроуровне», чтобы вся посадка растений смотрелась гармонично, и на «микроуровне», чтобы вблизи разглядеть и оценить игру текстур различных растений, невидимую издалека.

    Открытые бордюры приглашают зрителя в путешествие по саду.

    Проходя среди высоких растений, можно почувствовать и пережить намного больше, чем смотря на все это издалека. Вы не можете зайти внутрь бордюра одностороннего обзора, проникнуть в сердцевину островной клумбы — такое возможно лишь в открытых бордюрах, где тропинки играют роль «соединительной ткани». Маршруты, проложенные в открытых бордюрах, подобны маршрутам в больших садах с хорошим сценарием, где вы из одной зеленой комнаты попадаете в другую.

    Правда, в открытых бордюрах все чуть по-другому: нет постоянных стен, ведь высота растений — явление сезонное, если весной вы можете полностью увидеть всю область сада, то в июне-июле, когда многие растения, используемые в открытых бордюрах, имеют высоту 30—90 см, что-то видно лишь с немногих точек обзора. Так появляется интрига, которая усиливается во второй половине лета и особенно осенью: в это время многие растения похожи на обитателей парка Юрского периода, гигантов и монстров, а ваше путешествие по цветнику подобно путешествию по загадочному лабиринту.

    Чтобы усилить чувство единства открытых бордюров, используют такие приемы, как посадки крупных масс растений одного вида наряду с рассеиванием тематических растений, актуальных в свой сезон, создание групп растений родом из одинаковых экологических условий, столкновение открытых бордюров с топиарными формами (тогда бордюр кажется еще более естественным, а топиарные формы еще более строгими). Также в открытых бордюрах возможно размещение предметов искусства.

    Любой открытый бордюр наверняка произведет ошеломляющее впе­чатление. Считается, что гравийные сады тоже относятся к открытым бордюрам, хотя имитация луга, степи или прерии производит более сильное впечатление.

    Создавая открытый бордюр, нужно предусмотреть, откуда вы будете обозревать его полностью: лучше всего это делать с верхней точки — с террасы, со второго этажа дома, с холма. Интересен вариант, при котором бордюр расположен на площадке с выраженным рельефом. Например, сад Миллениум в Пенстхорп, созданный в графстве Йорк Питом Оудольфом, имеет несколько уровней, образованных плавными холмами, и мно­жество точек обзора: то вы видите сад полностью, то, ступив на узкую тропинку, оказываетесь в плену у высоких растений, а если дойдете до самой низкой части сада прилегающей к водоему, будете смотреть на растения снизу вверх.

    Здешние посадки наиболее декоративны во второй половине лета и осенью. В августе и сентябре, общая картина и колористика сада имели большие отли­чия. В августе господствовал цвет маджента, принадлежащий астильбе «Purpulanze» дербенникам и эхинацеям; его усмиряли волны золотых злаков. В сентябре — тона коричневого, серого, золотого, бежевого пытались наступать, но армия голубых астр, вертикалей перовскии, шалфеев строго берегла отголоски лета.

    Если нет возможности отдать весь сад под устройство открытого бордюра, можно поступить, как Пауль и Паулина Макбрайд, которые пригласили Пита Оудольфа для оформления части сада в Люксембурге. Широкая полоса шириной от 6 до 10 м с тропинками, отсыпанными корой, обрамляет юго-западную границу сада и занимает площадь 0,8 га! Эта посадка является компромиссом между открытым бордюром и островной клумбой, имеющей форму длинной тенты. В посадке использованы растения, характерные для стиля Пита Оудольфа, — посконники, горцы, щучки, астранции, множество астр. Колористическое решение цветника настолько сильное, что начинаешь сомневаться в его собственном утверждении, что форма первична, а цвет вторичен.

    Наиболее грандиозным открытым бордюром стали посадки Пита Оудольфа в английском саду отреставрированного поместья Трентхам. Здесь Пит Оудольф создал «нечто», то, «на что не только можно смотреть, но и во что можно погрузиться». Огромные пространства восточной части сада, прилегающей к реке, были преобразованы в два сада — теневой и открытый бордюр. В 2006 г. с применением 54 ООО посадочных единиц, включающих травянистые многолетники, кустарники и деревья, это пространство было сделано садом, в котором совмещались моно- и сме­шанные посадки злаков и травянистых многолетников, разделенные травяными тропинками и небольшими, скрытыми в зарослях лужайками для отдыха.

    В открытых бордюрах обязательно применение злаков и зонтичных, что особенно актуально для нашего климата. Никакой снегопад не помешает вейникам и щучкам украшать обочины дорог наравне с кервелем, бедренцом и снытью. Используя культурные виды этих растений, можно добиться отличных результатов в своем саду.

    Автор Татьяна Койсман http://www.koysmanbook.com



  • Нравится
    Оставьте Ваш комментарий

    Пожалуйста напишите комментарий



    Яндекс.Метрика