Еще один шаг к компромиссу между открытым бордюром и традиционным цветником кроется в использовании такой формы цветника, как узкая лента, обозреваемая со всех сторон.
Такая форма цветника возможна как в частном саду, так и в общественном, ведь есть возможность подойти как можно ближе к растениям с обеих сторон.
Цветник «Розовый ветер», спроектированный для фестиваля цветов в парке Северного речного вокзала, шириной 2 м, со всех сторон окружен мощением. «Вдохновение от Челси-2006»: узкий (от 70 до 100 см) цветник располагается на подпорной стенке, а с другой стороны примыкает к газону. И проект «На одном дыхании», где цветник лежит на плоскости газона (ширина 1,2 м). В таких узких цветниках возможно использование либо структурных растений с вертикальным ростом, либо множества растений, образующих миксовую посадку, где они, переплетаясь, образуют единый организм. Особо приветствуется использование злаков и зонтичных. Также сажают много луковичных для украшения сада весной.
Узкие бордюры в саду Клода Моне образуют гармоничное целое и воспринимаются не как отдельные цветники, а как целостная картина, особенно при рассматривании издали. Увиденное один раз в саду Моне, а затем, несколько в другой интерпретации, в городском парке Берси, где пять или шесть лент, извиваясь змейкой, украшали пространство газона, наталкивает на мысль попробовать прибегнуть к такому же приему в городском цветнике Москвы. Озеленение пространства около московского ювелирного центра «Голден Гросс» имеет несколько условий: растения должны были требовать мало ухода, иметь максимальную декоративность и при этом быть «антивандальными».
Цветник площадью 300 кв.м и шириной 8 м должен был красиво выглядеть в первую очередь при осмотре сверху, поскольку торговый центр размещается в высотном доме. Из трех предложенных вариантов был выбран проект под условным названием «Голубая река». Идея состояла в чередовании полос газона и цветущих полос многолетников желтого, синего и оранжевого цветов. Также были посажены «цилиндры» из пузыреплодника, «плюшки» из айвы японской и группы из можжевельников.
Опять не обошлось без миксовой посадки с использованием традиционных сочетаний: молочая многоцветного и нарцисса «Rip van Winkle», окопника кавказского и сциллы, гравилата чилийского и гайлардии. Наш проект представлял собой баланс между смешанной (миксовой), блочной (моно) посадкой и газоном. Блочная посадка преобладает, в городских условиях она выглядит более ухоженной, более понятной.
Со стороны заказчиков это была определенная смелость — предпочесть традиционным цветникам из летников что-то похожее на частный сад. Жители окрестных домов часто подходили, спрашивали названия растений, говорили: «А это у меня есть!» — и радовались как дети. Именно о таких терапевтических действиях городских ландшафтов писали в свое время Эмме и Свиден: «Демонстрируемый природой спектакль должен касаться всех людей, особенно тех, у кого нет возможности обзавестись собственным садом». Эти американские дизайнеры проповедуют «человеческий масштаб» при создании городских ландшафтов. Они проектируют свои сады так, что у посетителя создается ощущение, будто он находится в частном саду.
Автор Татьяна Койсман http://www.koysmanbook.com