Традиции устройства садов сформировались в глубокой древности. Об этом свидетельствуют археологические находки, раскопки древних городов, живопись и сохранившиеся документы.
Первые сады строились для выращивания плодовых растений, а водоемы служили резервуарами для воды и местом разведения рыбы и водоплавающей птицы.
С возникновением религий началось строительство культовых сооружений, как правило окружавшихся садами, имевшими регулярную примитивную планировку.
Сад дополнял один или несколько водоемов правильной геометрической формы. С развитием цивилизации садоводство постепенно становилось возможным для обыкновенных людей — сначала богатых, так как требовало наемного труда при строительстве грандиозных садов, а потом и всех желающих.
Вода — непременный атрибут любого сада. Помимо присущей ей утилитарной функции, она может стать и любимым элементом декора, присутствуя во многих садах в виде неподвижного зеркала бассейна или различных сооружений для текущей воды.
Ручьи и каскады, фонтаны и водопады, широко использовавшиеся садовыми архитекторами древности, обогащали ландшафт, вносили уют и гармонию в создаваемые сады и парки.
В Египте первые упоминания о регулярных садах относятся к IV — III тысячелетию до новой эры. Посадки деревьев, в основном фруктовых, расположенных несколькими правильными рядами, по периметру окружали квадратный или прямоугольный бассейн — место омовений и хранилище воды.
В более богатых усадьбах бассейнов было несколько, в них разводили рыбу, домашнюю птицу, священный лотос и лекарственную кувшинку.
Египтяне создали систему каналов, отводивших воды Нила для орошения и наполнения бассейнов.
Геометрическая правильность этой системы привела к оптимальному решению в построении садов — сад стал регулярным.
Основной вклад в садоводство внес Рамсес III (1198 — 1166 до н.э.) — при нем было создано 514 садов.
Египтяне первыми начали высаживать деревья и кусты в глиняные вазы, что в дальнейшем было использовано садоводами итальянского Ренессанса.
В конце II тысячелетия до новой эры возникла иранская цивилизация. Самый знаменитый сад Ирана — Чар Баг, его территория разделена пересекающимися каналами на четыре части: такое строение не только помогало экономно использовать воду, но и, согласно Корану, символизировало четыре реки, текущие из одного источника в разных направлениях.
Дизайн такого сада был чисто формальный, лишенный изобразительности, зачастую детали сада ничто не связывало.
Но воинственные правители Ирана были страстными садоводами и из своих походов привозили новые растения, попутно насаждая, в прямом смысле слова, такие ставшие затем типичными для страны растения, как розы, фисташки, персик, сливу, миндаль, — и постепенно сады становились все живописнее.
Помимо растений “насаждался” и принцип садоустройства. Само название — Чар Баг — стало обозначением типа построения, который был взят за основу садоводами близлежащих государств.
В странах ислама вода ценилась на вес золота. Сады с наполненными водой бассейнами и журчащими фонтанами не только спасали от зноя, но и являлись символом богатства и власти.
Бассейны правильной формы на пересечении дорожек или в центре сада символизировали стабильность. Вода для мусульман — священна. Она означает жизнь, богатство, символизирует душу с ее изменчивостью и прозрачностью.
Декоративные бассейны прямоугольной или восьмиугольной формы выкладывали плиткой или мозаикой голубого цвета — небо, отражаясь, делало воду синей, что подчеркивало ее красоту и глубину водоема.
Зачастую садовые каналы наполнялись отведенной водой рек, а в садах Альгамбры, на юге Испании, использовалась талая вода снеговых гор.
Влияние Ирана на сады Великих Моголов просматривается в разделении сада на четыре части каналами, но в таких садах, как сады Тадж-Махала и Нишат-Багха, традиционный исламский дизайн уже подчинен культуре Индии, где водные поверхности бассейнов гармонируют с архитектурой, усиливая эстетический эффект.
Взаимопроникновение культур разных народов имело место во все времена. Связано это не только с военными походами, но и с торговлей и исследованием новых земель.
Раскопки погибшей под пеплом Помпеи показали, что Римская империя в ранний свой период была подвержена общему влиянию времени — дома имели небольшие внутренние дворики, где деревья, в основном фруктовые, высаживались линейно вокруг небольшого бассейна.
В полу внутренних двориков устраивался мелкий водоем — имплювий, он наполнялся дождевой водой, стекавшей по водостоку с крыши. Вода из имплювия попадала в цистерну под полом особняка, где накапливалась для хозяйственных нужд.
Другой тип садов предполагал посадку деревьев в галереях, выходящих из дома в сад. Основой композиции была ось, вдоль которой высаживали деревья в саду и в доме (в горшках и кадках), и дом как бы продолжался садом. Впоследствии осевая планировка была положена в основу садов Италии и Франции.
Эпоха Ренессанса, возникшая в Италии на рубеже XIV — XV в., вызвала необыкновенный подъем всех видов искусств, в том числе и садоводства.
После мрачного периода Средневековья, с бесконечными междоусобными войнами, когда жизнь проходила за высокими крепостными стенами и сады были так малы, что для создания иллюзии продолжительной прогулки на крохотном клочке земли строили лабиринты, Ренессанс принес свободу передвижения и радость полноты жизни.
Оставив крепостные стены, люди стали строить обширные дома, окружать их парками не для защиты от нападений, а для удобства и удовольствий.
Характерная особенность садов Италии — их террасное расположение. Террасы связаны между собой прекрасными лестницами, разделены стриженой зеленью, украшены гротами, статуями.
Рельеф Италии таков, что, отведя воду горной реки, можно было украсить парк ручьями и каскадами, фонтанами и водопадами.
Симметричная планировка сада, стриженая зелень стали прообразом французских регулярных парков.
Однако это не было простым заимствованием — в отличие от Италии, где ландшафт диктовал вертикальное расположение основных композиционных деталей, плоские долины Франции требовали горизонтального их размещения.
Франция XVI в. слыла законодательницей мод, покровительницей искусств, живописи, музыки и науки, а XVII век принес ей славу великой садовой державы.
Случилось это при правлении Людовика XIV, чье великодушие и щедрость помогли воплотить в жизнь идеи талантливого потомственного садовника — Андре Ленотра.
Основной композиционный принцип французского регулярного парка — симметричное расположение элементов относительно продольной оси — главной аллеи.
Плоские водоемы, гармонично сочетающиеся с партерными цветниками, стриженая зелень как бы “нанизываются” на нее, стягивая пространство к единому центру ансамбля — дворцу в стиле барокко. Отсутствие вертикальных деталей Ленотр заменил стенами стриженой зелени и статуями в нишах.
Плоские прямоугольные водоемы, украшенные скульптурами, стрижеными деревьями в кадках и партерными цветниками постепенно появились в Люксембурге, Мюнхене, Лондоне, Лиссабоне, Вене и Санкт-Петербурге.
В конце XVII в. пейзажные парки совершенно не интересовали садовников и их заказчиков, так как считалось, что природные пейзажи банальны и доступны для любования каждому.
Первыми обратили внимание публики на естественную красоту природы, округлые купы деревьев, изгибы течения ручьев живописные полотна Лоррена, Ватто, Буше, Фрагонара.
Идеи естественной планировки нашли своих сторонников в Англии, после чего формализм французского парка понемногу стал уступать естественной живописности.
Постепенно английский парк приходит на смену французскому, завоевывая все новых поклонников. В начале XVIII в. развиваются торговые связи, люди начинают больше путешествовать, привозя из далеких стран новые впечатления и невиданные растения.
Европейцы открывают для себя удивительную красоту садов Китая и Японии, искусство построения которых шло по своему, особому, пути.
В этой книге мы подробно рассмотрим характерные особенности построения английских и восточных ландшафтных парков — ведь наши приусадебные участки, в их декоративной части, чаще всего несут элементы естественного стиля.