Вопрос:
О постановке на государственный кадастровый учет ранее учтенных садовых земельных участков, составляющих территорию садоводческого некоммерческого товарищества; об отсутствии необходимости для проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, предоставленного для ведения садоводства, для целей регистрации права собственности на данный земельный участок.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2011 г. N ОГ-Д23-88
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу оформления прав на садовые земельные участки, составляющие территорию садоводческого некоммерческого товарищества (далее — садовые участки), и сообщает.
1. По вопросу постановки на государственный кадастровый учет садовых участков
Исходя из обращения членам садоводческого некоммерческого товарищества выданы свидетельства о праве собственности на садовые участки.
Кроме того, из обращения следует, что указанные свидетельства выданы до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Исходя из изложенного в соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) садовые участки являются ранее учтенными.
Согласно ч. 7 ст. 45 Закона о кадастре, если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом.
Пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок), определен перечень документов, на основании которых принимается решение о внесении сведений в Реестр объектов недвижимости о ранее учтенном земельном участке.
В частности, п. 21 Порядка в качестве таких документов предусмотрены свидетельства о праве собственности, оформленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» и свидетельства о праве собственности на землю, оформленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».
Таким образом, сведения о садовых участках могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости без проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ таких земельных участков.
2. По вопросу государственной регистрации права собственности на садовые земельные участки
Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), предусматривающие в том числе отмену требования о представлении кадастрового паспорта объекта недвижимости для целей государственной регистрации прав.
Кроме того, согласно ст. 19 Закона о регистрации государственная регистрация прав на земельный участок, предоставленный для ведения садоводства, не приостанавливается в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем.
Также ч. 11 ст. 45 Закона о кадастре установлено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, в объеме, необходимом в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о кадастре, не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.
Таким образом, для регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для ведения садоводства, проведение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка не требуется и осуществляется по желанию заинтересованных лиц.
Директор
Департамента недвижимости
А.И.ИВАКИН
16.06.2011
Виктор 05.04.2015
Сегодня у садоводов при постановке своих ЗУ, прошедших процедуру образования из участков СНТ, на ГКУ появилась новая проблема в виде п.п. 2 и 3 ст. 11.3 ЗК РФ в новой редакции.
Повсеместно органы кадастрового учета в лучшем случае приостанавливают осуществление ГКУ на основанн ст. 26 Закона о ГКУ в связи с непредставлением в пакете документов, необходимых для ГКУ.
Но, где же взять бедонму садоводу утверждённые проекты межевания своих территорий, если это прерогатива ОМСУ, а у них, в свою очередь, ссылка на отсутствие средств.
Может бать МЭР РФ обратит внимание на создавшуюся ситуацию.